Перспективы развития судоремонта на Дальнем Востоке
DOI:
https://doi.org/10.24866/2227-6858/2025-1/89-104Ключевые слова:
судостроение, судоремонт, технологии ремонта, техническое обслуживание по состоянию, цифровизация, подготовка кадровАннотация
Задачи по развитию судостроения и судоремонта в стране и, в частности, на Дальнем Востоке, сформулированные Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2035 года (далее – Стратегия), с момента её принятия объективно усложнились необходимостью решить их на основе технологического суверенитета. Развитие судоремонтного сектора судостроительного производства связано с составом и качеством флота и имеет региональные особенности. Так, флот для работы в Дальневосточном бассейне и в Восточном секторе Арктики пополняется судами с повышенной ледопроходимостью и многофункциональностью, с экологичными энергетическими установками, с новыми пропульсивными установками, криогенным оборудованием. Соответственно, новому отечественному флоту нужен судоремонт, способный в дополнение к традиционным технологическим операциям ремонта осуществлять техническое обслуживание его инновационных составляющих. Исходя из мировых тенденций технологических новаций в судостроении, которые присущи и новому региональному флоту, анализируются технологические операции, которыми должен пополниться региональный судоремонт, чтобы на конкурентной основе осуществлять техническое обслуживание новых судов, которые постепенно заместят существующие суда. Исследование технологических новаций судостроения продиктовало необходимость новых организационных форм судоремонта, включая перевод всех этапов жизненного цикла флота, начиная с его проектирования, строительства и далее – обслуживания на судне, на судоремонтном предприятии, на единую информационную платформу, что в итоге позволит перевести флот на наиболее эффективную систему технического обслуживания по состоянию. Важнейшим аспектом такой трансформации регионального судоремонта является процесс опережающего обеспечения судоремонтного сектора кадрами, способными на качественно новом уровне решать поставленные задачи, поэтому уже сегодня следует перестроить систему подготовки специалистов для судоремонтных производств, модернизировав её с участием индустриальных партнёров, обновить её материальную и методическую базу.
Библиографические ссылки
1. Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 2553-р.
2. Ogai S.A., Voyloshnikov M.V. Systemic approach of design characteristics determining of multifunctional ships for frozen seas. Vladivostok: Maritime State University named after admiral G.I. Nevelskoy, 2021. 448 p.
3. Афанасьева С.Ю. Устройство Walk to Work для пересадки людей в море // Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства. 2024. № 76. С. 137–147.
4. Флот // Морская спасательная служба. URL: https://morspas.ru/flot_series/ (дата обращения: 04.02.2025).
5. Грузоперевозки морским транспортом (рынок России). Опубл. 16.01.2025 // Tegviser. Государство. Бизнес Технологии. URL: https://www.tadviser.ru/ (дата обращения: 03.02.2025).
6. В РФ за 10 лет в обновление флота инвестировали не менее 350 млрд руб. Опубл. 11.09.2024 // Specagro. Центр Агроаналитики. URL: https://specagro.ru/ (дата обращения: 04.02.2025)
7. Данилов Н.В., Соминская Э.В., Трусов В.И. Ледостойкие системы противокоррозионной защиты // Морские интеллектуальные технологии. 2019. Т. 1, № 2 (44). С. 111–114.
8. Крыжевич Г.Б. Совершенствование конструкций судов для транспортировки сжиженного природного газа // Морские интеллектуальные технологии. 2020. Том 1, № 3. С. 84–89.
9. Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902152089 (дата обращения: 04.02.2025).
10. Астафурова И.С. Кластер судостроения и судоремонта Приморского края: перспективы и возможности // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10, № 2. С. 28–36.
11. Рогов А.З., Огай С.А. Состояние и перспективы развития судоремонта на Дальнем Востоке // Проблемы транспорта Дальнего Востока: Доклады научно-технической конференции. 2019. Т. 1. С. 369–372.
12. Drop Stitch – технология пошива надувных изделий, обеспечивающая высокую прочность и надёжность // SPORTZONE. URL: https://sportzone.ua/info-sup-bording/detail/drop-stitch-tehno-logiya-poshiva-naduvnyh-izdeliy-o/ (дата обращения: 03.02.2023).
13. Иванов А.В., Ваганов В.В., Билецкий Н.А. Особенности организации судового ремонта с помощью аддитивных технологий // Морские интеллектуальные технологии. 2020. Т. 1, № 1. С. 118–124.
14. Развитие аддитивных технологий в судостроении и судоремонте. Опубл. 20.02.2024 // Аддитивные технологии. URL: https://additiv-tech.ru/ (дата обращения: 04.02.2025).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Вестник Инженерной школы ДВФУ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.