Моделирование переходного участка железнодорожного пути балластной и безбалластной конструкции

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.24866/2227-6858/2025-1/18-26

Ключевые слова:

железнодорожный путь, остаточная деформация, участок переменной жесткости, осадка пути, уклон, упругая волна

Аннотация

Современное развитие транспортных систем страны и отдельных населённых пунктов связано со строительством новых и реконструкцией существующих железнодорожных путей. Сочленение различных типов конструкций железнодорожного пути является «слабым местом» как с точки зрения расчётов элементов верхнего строения пути по предельным состояниям первой и второй группы, так и с точки зрения источника шума и вибрации из-за перепада жёсткостей основания. Статья посвящена разработке математической модели железнодорожного пути при переходе с балластной конструкции пути на безбалластную, что обеспечит плавное движение подвижного состава, а также даст возможность прогнозировать выбор материала и типа конструкции основания. Разрабатываемый подход направлен на создание двойного алгоритма, по которому можно проводить расчёт разных вариантов сочленения различных типов конструкций пути. Полученные решения могут быть обобщены на случай железнодорожного пути, проложенного по искусственным сооружениям.

Биографии авторов

  • Алексей Алексеевич Локтев, Российский университет транспорта

    доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортное строительство»

  • Лилия Алексеевна Илларионова, Российский университет транспорта

    кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортное строительство»

Библиографические ссылки

1. Фазилова З.Т. Влияние анизотропных свойств верхнего строения железнодорожного пути на параметры динамической осадки предмостовых участков // Мир транспорта. 2023. Т. 21, № 3(106). С. 50–58. DOI: https://doi.org/10.18720/MCE.76.11

2. Локтев А.А., Бучкин В.А., Виноградов В.В. Модели взаимодействия колеса и рельса при высоких скоростях движения // Мир транспорта. 2016. Т. 14, № 1(62). С. 54–60. EDN: VWEIAJ

3. Смирнов В.Н., Шестакова Е.Б., Чижов С.В., Антонюк А.А., Ледяев А.П., Индейкин А.В., Евтюков С.А. Динамическое взаимодействие высокоскоростных поездов с пролётными строениями и гибкими опорами // Инженерно-строительный журнал. 2017. № 8(76). С. 115–129. DOI: https://doi.org/10.18720/MCE.76.11

4. Сычева А.В. Управление жёсткостью пути на переходных участках // Путь и путевое хозяйство. 2021. № 2. С. 16–20. EDN: BDXXXI

5. Шехтман Е.И., Черняева В.А., Чупырин А.А., Наумов А.В. Переходные участки бесстыкового пути, примыкающие к стрелочным переводам // Бюллетень результатов научных исследований. 2024. № 3. С. 73–82. DOI: https://doi.org/10.20295/2223-9987-2024-03-73-82

6. Кругликов А.А., Ермолов Я.М., Хакиев З.Б., Окост М.В., Явна В.А. Оценка воздействия подвижного состава на переходные участки железнодорожного пути переменной жёсткости // Транспорт: наука, образование, производство: труды международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 12–15 апреля 2016 г. Т. 4. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2016. С. 78–82.

7. Шаповалов В.Л., Лазоренко Г.И., Явна В.А., Холодный З.В., Дорошкевич А.А. Расчёт конструкции сопряжения участков пути с различной жёсткостью // Путь и путевое хозяйство. 2013. № 12. С. 12–14. EDN: RWTQFF

8. Иванова К.И., Колос А.Ф., Ван С. Упругие характеристики подрельсового основания безбалластного железнодорожного пути // Транспорт БРИКС. 2023. Т. 2, № 1.

DOI: https://doi.org/10.46684/2023.1.4

9. Chattopadhyay S. Permanent indentation effects on the impact response of elastic plates // Journal of the Acoustical Society of America. 1987. Vol. 82, Iss. 2. P. 493–497. DOI: https://doi.org/10.1121/1.395450

10. Ашпиз Е.С., Замуховский А.В., Шмаков А.П., Салмин А.О., Кузнецова А.В. Исследование армирования защитного слоя плоской георешёткой // Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожного пути: труды XIV Международной научно-технической конференции. Чтения, посвящённые памяти профессора Г.М. Шахунянца. Москва, 05–06 апреля 2017 г. Москва: МГУПС, 2017. С. 112–115. EDN: XPQQXJ

11. Шапран В.В. Проектирование и реконструкция участков пути с переменной жёсткостью // Внедрение современных конструкций и передовых технологий в путевое хозяйство. 2013. Т. 6, № 6(6). С. 124–131. EDN: WTPPUX

Загрузки

Опубликован

31.03.2025

Выпуск

Раздел

Механика деформируемого твердого тела

Как цитировать

1.
Моделирование переходного участка железнодорожного пути балластной и безбалластной конструкции. Вестник Инженерной школы ДВФУ [Internet]. 2025 Mar. 31 [cited 2025 Apr. 26];1(1(62):18-26. Available from: https://journals.dvfu.ru/vis/article/view/1665