Постановка и численное решение задачи оптимизации конструкций корпуса судна

Авторы

  • Виктор Григорьевич Бугаев Дальневосточный федеральный университет
  • Владислав Михайлович Кашаев Дальневосточный федеральный университет
  • Максим Владимирович Китаев Дальневосточный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.24866/2227-6858/2025-2/38-50

Ключевые слова:

оптимизация, компьютерное моделирование, общая продольная прочность, кручение

Аннотация

В последнее время в России и за рубежом уделяют большое внимание цифровой экономике и предприятиям, ориентированным на внедрение концепции информационной поддержки жизненного цикла изделия, технологий управления жизненным циклом изделия и на численные методы решения проектных и технологических задач. Основное внимание в статье уделено моделированию изгибающих и скручивающих моментов, исследованию напряжённо-деформированного состояния корпуса судна как сложной пространственной конструкции переменного по длине сечения с учётом изгиба в горизонтальной и вертикальной плоскостях, стеснённого кручения корпуса, наличия двойного борта и двойного дна, продольных и поперечных переборок, вырезов люков. Приведены результаты определения элементов эквивалентного бруса и оптимизации конструкции корпуса на начальном этапе проектирования судна.

Биографии авторов

  • Виктор Григорьевич Бугаев, Дальневосточный федеральный университет

    доктор технических наук, профессор Департамента морской техники и транспорта Политехнического института

  • Владислав Михайлович Кашаев, Дальневосточный федеральный университет

    аспирант

  • Максим Владимирович Китаев, Дальневосточный федеральный университет

    кандидат технических наук, доцент, директор Департамента морской техники и транспорта Политехнического института

Библиографические ссылки

1. Боровков А.И., Рябов Ю.А., Агеев А.Б. Разработка и применение цифровых двойников в судостроении и кораблестроении // Труды XX международной научно-практической конференции МОРИНТЕХ-ПРАКТИК «Информационные технологии в судостроении–2019», Санкт-Петербург, 10 июля 2019 г. Санкт-Петербург: Маринконф, 2019. С. 9–14.

2. Петров А.А., Морозова Е.А., Соклаков А.В., Суворов В.А. Разработка руководства РС по оценке напряжённо-деформированного состояния судовых конструкций методом конечных элементов // Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства. 2020. № 60/61. С. 75–83. EDN: KBSMFN

3. Чижиумов С.Д., Немов А.С., Бурменский А.Д., Тарануха Н.А., Боровков А.И. Принципы и структурная модель разработки цифрового двойника корпуса судна // Морские интеллектуальные технологии. 2021. Т. 2, № 2. С. 18–27. DOI: https://doi.org/10.37220/MIT.2021.52.2.047

4. Бугаев В.Г., Дам Ван Тунг. Обеспечение прочности корпуса рыболовного судна // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2019. № 2(39). С. 49–56. DOI: https://www.dx.doi.org/10.24866/2227-6858/2019-2-6

5. Бугаев В.Г., Бондаренко Ю.В., Дам Ван Тунг, Ковалев А.А. Оптимизация конструкций корпуса судна с учётом их технологичности // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2023. № 1(54). С. 38–49. DOI: https://doi.org/10.24866/2227-6858/2023-1/38-49

6. Тряскин В.Н. Методология параметрического проектирования конструкций корпуса судна // Труды Крыловского государственного научного центра. 2018. Специальный выпуск 2. С. 9–14. EDN: YQZQHJ

7. Тряскин В.Н., Юй Синьянь. Методика оценки характеристик поперечного сечения корпуса крупнотоннажного контейнеровоза на ранних стадиях проектирования судовых корпусных конструкций // Морские интеллектуальные технологии. 2019. Т. 2, № 3(45). С. 87–92. EDN: JVYHEK

8. Faltinsen O.M. Challenges in hydrodynamics of ships and ocean structures // Brodogradnja. 2007. Vol. 58. № 3. P. 268–277. URL: https://hrcak.srce.hr/16590

9. Новиков В.В., Турмов Г.П., Суров О.Э, Герман А.П., Молоков К.А., Китаев М.В. Повреждения и расчётный анализ прочности корабельных конструкций: монография / науч. ред. Г.Ю. Илларионов. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2020. 266 с. ISBN 978-5-7444-4735-9

10. Крыжевич Г.Б., Филатов А.Р. Комплексный подход к топологической и параметрической оптимизации судовых конструкций // Труды Крыловского государственного научного центра. 2020. № 1(391). С. 95–108. EDN: CTELQW

11. Плотников К.В., Тряскин В.Н. Постановка и решение задачи проектирования поперечных танкерных рам в грузовой части крупнотоннажных нефтеналивных судов с использованием аппарата аппроксимации метода планирования эксперимента // Морские интеллектуальные технологии. 2019. Т. 2, № 3(45). С. 93–100. EDN: CMJYDD

12. Бугаев В.Г., Дам Ван Тунг, Китаев М.В., Новиков В.В. К оптимизации формы и конструкций корпуса судна с системных позиций // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2023. № 4(57). С. 24–38. DOI: https://doi.org/10.24866/2227-6858/2023-4/24-38

13. Gordo J.M., Leal M. A tool for analysis of costs on the manufacturing of the hull // Maritime Transportation and Harvesting of Sea Resources. London: Taylor & Francis Group, 2018. P. 743–748.

14. Leal M., Gordo J.M. Hull’s manufacturing cost structure // Brodogradnja. 2017. Vol. 68, № 3. DOI: https://dx.doi.org/10.21278/brod68301

Загрузки

Опубликован

30.06.2025

Выпуск

Раздел

Проектирование и конструкция судов

Как цитировать

1.
Постановка и численное решение задачи оптимизации конструкций корпуса судна. Вестник Инженерной школы ДВФУ [Internet]. 2025 Jun. 30 [cited 2025 Jul. 1];2(2(63):38-50. Available from: https://journals.dvfu.ru/vis/article/view/1662