Сравнительный анализ альтернативных способов обеспечения соответствия экологическим нормам выбросов выхлопных газов судов (часть 2)

Авторы

  • Геннадий Фёдорович Демешко Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
  • Владислав Михайлович Кашаев Дальневосточный федеральный университет https://orcid.org/0009-0006-4915-4504

DOI:

https://doi.org/10.24866/2227-6858/2025-1/74-88

Ключевые слова:

экологические требования, ограничение выбросов серы, низкосернистый мазут, сжиженный природный газ в качестве топлива, газомоторные суда, скрубберы, очистка выхлопных газов, экономическая эффективность, экономия на топливе, паромы

Аннотация

Принятые Международной морской организацией в 2020 г. требования, изложенные в Приложении VI к конвенции МАРПОЛ 73/78 и касающиеся ограничения содержания оксидов серы и азота в выхлопных газах судов, привели к росту издержек в мировом судоходстве. Эти издержки связаны, в первую очередь, с возникшей необходимостью перехода на дорогостоящее низкосернистое топливо при полном исключении использования традиционного мазута, и хотя оборудование судна средством очистки выхлопных газов (т.н. скруббером) позволяет продолжить использование высокосернистого топлива, это также связано с издержками, возникающими из-за значительных эксплуатационных затрат на установку и эксплуатацию скруббера.

В то же время соответствия экологическим нормам можно достичь, используя на судне в качестве действительно «чистого» топлива его нетрадиционные виды, к каковым, среди прочих, относится природный газ, который в целях достижения максимальной эффективности хранения, транспортировки и использования сжижают на специальном оборудовании, охлаждая до температуры -163 °С.

Ниже освещены проектные аспекты реализации на судах указанных выше способов достижения соответствия экологическим нормам и произведено их стоимостное сравнение на примере паромов проекта CNF19M.

В своей предыдущей работе [1], продолжением и дополнением которой является предлагаемая статья, авторы подобное сравнение уже проделали на примере строящихся на заводе «Звезда» танкеров класса «Афрамакс», но посчитали необходимым осветить ряд дополнительных аспектов в использовании рассмотренных авторами способов решения данной проблемы, что и стало предметом предлагаемой публикации.

Биографии авторов

  • Геннадий Фёдорович Демешко, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

    доктор технических наук, профессор кафедры проектирования судов

  • Владислав Михайлович Кашаев, Дальневосточный федеральный университет

    аспирант Департамента морской техники и транспорта Политехнического института

Библиографические ссылки

1. Демешко Г.Ф., Кашаев В.М. Сравнительный анализ альтернативных способов обеспечения соответствия экологическим нормам выбросов выхлопных газов судов // Труды Крыловского государственного научного центра. 2024. № 4(410). С. 111–126. EDN: ARLSNL

2. ИМО. МАРПОЛ 73/78. Книга III, пересмотренное Приложение VI к МАРПОЛ «Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов». СПб: ЗАО ЦНИИМФ, 2012.

3. OilMonster. Bunker fuel prices. URL: https://www.oilmonster.com/bunker-fuel-prices/west-northern-europe/ust-luga/136 (дата обращения: 27.09.2023).

4. Климентьев А.Ю, Леонтьев С., Сульдин А. Карта Российской СПГ отрасли 2024. Справочные материалы. URL: http://agaz.org/Материалы/ (дата обращения: 27.09.2023).

5. Гайнуллин Ф.Г., Гриценко А.И., Васильев Ю.Н., Золотаревский Л.С. Природный газ как моторное топливо. М.: Недра, 1986. 255 с.

6. Епифанов В.С. Эксплуатация судовых энергетических установок на природном газе. М.: ТрансЛит, 2010. 216 с.

7. Фёдорова Е.Б. Современное состояние и развитие мировой индустрии сжиженного природного газа: технологии, оборудование. М.: РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2011. 159 с. EDN: QNFHLH

8. Реуцкий А.С. Особенности проектирования судов-бункеровщиков сжиженным природным газом: дис. … канд. техн. наук. Санкт-Петербург, 2021. 27 с.

9. Рахимов В.О., Коробков Г.Е. Определение радиуса аварийного разлива сжиженного природ-ного газа на водной поверхности // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводо-родного сырья. 2011. № 3. С. 21–24.

10. Ведрученко В.Р., Крайнов В.В., Кокшаров М.В., Лазарев Е.С., Кузнецова Д.К. О технических решениях при переводе транспортных и судовых ДВС на использование газообразного топлива // Омский научный вестник. 2014. № 3. С. 186–189. EDN: TKDKHZ

11. Безюков О.К., Жуков В.А., Воробей К.А. Анализ энергоэкологического эффекта применения газопоршневых двигателей в судовых энергетических установках // Вестник ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова. 2015. № 6(34). С. 143–149.

12. РМРС. Правила классификации и постройки морских судов. Часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словестные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна». Санкт-Петербург, 2024. С. 141–176.

13. Газпром International. Информационно-справочный материал о мировых тенденциях развития применения СПГ в качестве топлива на водном транспорте. URL: https://www.gazprom-international.ru/d/textpage/9b/155/mirovye-praktiki-primeneniya-spg-na-vodnom-transporte.pdf

14. Морское инженерное бюро. Проект CNF19M. URL: https://mebspb.com/fery/CNF19M.html

15. Егоров Г.В., Ильницкий И.А., Егоров А.Г. Обоснование главных параметров железнодорожного парома-газохода для линии Усть-Луга – Балтийск // Труды Крыловского государственного научного центра. 2019. Спец. вып. 1. С. 208–215.

16. Дорохов А.Ф., Апкаров И.А, Хоан Коанг Лыонг. Особенности применения газообразных топлив в судовых энергетических установках // Вестник АГТУ. Сер.: Морская техника и технология. 2012. № 2. С. 70–75.

17. Зоря Е.И., Гладков И.В., Нещадимов В.С., Орехова И.В. Потери сжиженного природного газа при хранении на КриоАЗС в полуизотермическом резервуаре // Технологии нефти и газа. 2023. № 5(148). С. 52–56.

18. БелКрио. Вакуумно-перлитная теплоизоляция. URL: https://tdbelocrio.ru/news/sravnivaem-perlitno-vakuumnuyu-i-ekranno-vakuumnuyu-izolyacziyu-kriogennyh-sosudov/

19. Wärtsilä. Руководство на изделие скруббер (газоочиститель) Wärtsilä. URL: https://www.wartsila.com/docs/default-source/local-files/russia/products/project-guides/w%C3%A4rtsil%C3%A4-scrubber-product-guide-rev-c_rus.pdf

20. Wärtsilä. Руководство по средствам защиты окружающей среды компании Wärtsilä. URL: https://www.wartsila.com/docs/default-source/product-files/egc/product-guide-o-env-environmental-solutions.pdf

21. Стоимость 50 %-го водного раствора натра едкого. URL: https://a8800.ru/catalog/cshelochi/natr-edkij-ochishhennyij-50

22. Ятчук К.В. Совершенствование методов планирования расходов на топливо судоходных компаний речного флота: дис. … канд. экон. наук. Новосибирск, 2017. 145 с. URL: http://www.stu.ru/science/theses_get_file.php?id=1024&name=1024.pdf

23. Магаровский В.В., Половинкин В.Н., Пустошный А.В., Савченко О.В. Новое в международной политике снижения эмиссии парниковых газов и необходимые мероприятия в морском секторе. Ч. 3. Альтернативное топливо как мера для достижения целевых показателей эмиссии парниковых газов // Труды КГНЦ. 2023. № 4(406). С. 174–190.

24. Демешко Г.Ф., Власьев М.В. Анализ состояния и организации работы мирового транспортного флота как основного звена международной торговли // Труды Крыловского государственного научного центра. 2023. Т. 4, № 406. С. 146–161.

25. Иванов В.И. Вакуумная техника. Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2016. 129 с.

26. Kristin Omholt-Jensen. Global Sulphur regulations, ECA and SECA zones. URL: https://www.maritimeoptima.com/insights/global-sulphur-regulations-eca-seca-zones

27. Scrubbers: The costs & Retrofit Time. URL: https://maritimehub.co.uk/scrubbers-the-costs-retrofit-time/

28. Nippon Kaiji kyokai (ClassNK). Pathway to Zero-Emission InInternational Shipping – Understanding the 2023 IMO GHG Strategy. URL: https://www.classnk.or.jp/hp/pdf/info_service/ghg/PathwaytoZero-EmissioninInternationalShipping_ClassNK_EN.pdf.

Загрузки

Опубликован

31.03.2025

Выпуск

Раздел

Проектирование и конструкция судов

Как цитировать

1.
Сравнительный анализ альтернативных способов обеспечения соответствия экологическим нормам выбросов выхлопных газов судов (часть 2). Вестник Инженерной школы ДВФУ [Internet]. 2025 Mar. 31 [cited 2025 Apr. 26];1(1(62):74-88. Available from: https://journals.dvfu.ru/vis/article/view/1653