Оценка устойчивости и траектории развития трещин в рельсах под действием циклических нагрузок

Авторы

  • Сергей Сергеевич Майер Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I https://orcid.org/0000-0003-4917-2578

DOI:

https://doi.org/10.24866/2227-6858/2024-4/18-30

Ключевые слова:

рельс, внутренняя поперечная трещина, циклическая трещиностойкость, усталостное разрушение, остаточный ресурс рельса

Аннотация

В данной работе рассматриваются методы анализа и прогнозирования развития подповерхностных трещин в головке рельса. Особое внимание уделено продольно-поперечным и поперечным трещинам, а также факторам, влияющим на их рост и изменение траектории. Цель исследования: разработка и уточнение аналитических и численных методов для прогнозирования траектории развития подповерхностных трещин в рельсах под воздействием циклических нагрузок. Основное внимание уделяется оценке возможности перерастания продольных трещин в поперечные и определению условий, при которых происходит это явление. Методы исследования: применение методов механики разрушения, аналитических расчетных схем и численного моделирования методом конечных элементов. Используются уравнения, описывающие напряженно-деформированное состояние рельса, и критерии устойчивости развития трещин. В расчетах учитываются параметры контактной нагрузки, влияющие на рост и изменение траектории трещины, такие как сила трения, величина контактного пятна и относительное положение трещины. Результаты: продольно-поперечные трещины в рельсах развиваются значительно быстрее, чем поперечные, что существенно увеличивает риск разрушения рельса. Установлено, что при определенных условиях возможно отклонение траектории развития трещины, приводящее к ее перерастанию в трещину нормального отрыва. В численных экспериментах выявлены критические параметры нагрузки и геометрии трещины, влияющие на вероятность ее нестабильного развития. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для улучшения прогнозирования и предупреждения разрушений рельсов в условиях эксплуатации, что способствует повышению безопасности железнодорожного транспорта. Модели и методики оценки могут быть интегрированы в системы диагностики и мониторинга состояния рельсовых путей, что позволит своевременно выявлять и устранять опасные дефекты.

Биография автора

  • Сергей Сергеевич Майер, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

    Соискатель

Библиографические ссылки

Абдурашитов А.Ю. Исследование взаимосвязи между величиной бокового износа рельсов и процессом зарождения внутренних поперечных трещин в их головке // Тезисы докладов 2-го Международного симпозиума по трибофатике. ИМАШ, 1996. С. 96–97.

Marich S. Fatigue and fracture associated with surface and sub-surface defect in rails // Fracture prevention in energy and transport systems: Proc. Conf. Rio de Janeiro. Nov. 28, 1983. Vol. I. Warley, 1984. P. 25–36.

Смирнов В.И., Атрошенко С.А. О трещиностойкости рельса с поперечным усталостным дефектом // Актуальные вопросы прочности: сборник тезисов LXVII Международной конференции, Екатеринбург, 02–05 апреля 2024 года. Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2024. С. 177–179. EDN: IXJLJN

Farris T.N., Keer L.M., Steele R.K. The effect of service loading on shell growth in rails // J. Vech. Phys. Solids. 1987. Vol. 35, no. 6. P. 677–700.

Wojcik R. Direction of crack growth initiation in roller contact: strain energy density criterion / Theor. and Appi. Fract. Mech. 1991. Vol. 15, no. 2. P. 191–198.

Yu M.M., Keer L.M. Growth of the sheel / transverse defect in rails // Trans. ASME. J. of Tribology. 1989. Vol. III. No. 4. P. 648–654.

Сосновский Л.А., Махутов Н.А., Шуринов В.А. Контактно-механическая усталость: основные закономерности (обобщающая статья) // Заводская лаборатория. 1992. № 11. C. 44–61.

Сосновский Л.А., Махутов Н.Л. Методологические проблемы комплексной оценки поврежденности и предельного состояния силовых систем // Заводская лаборатория. 1991. № 5. С. 27–40.

Богданов В.М., Горячев А.П., Горячева И.Г. и др. Моделирование процессов контактирования, изнашивания и накопления повреждений в сопряжении колесо – рельс // Трение и износ. 1996. Т. 17, № 6. C. 12–26.

Смирнов В.И., Майер С.С. Многоцикловая трещиностойкость балки с внутренней трещиной в эксплуатационных условиях // Вестник гражданских инженеров. 2021. № 2(85). С. 68–74. DOI: https://doi.org/10.23968/1999-5571-2021-18-2-68-74

Смирнов В.И., Майер С.С. Влияние формы внутренней поперечной трещины на усталостную прочность балки при циклическом изгибе // Вестник гражданских инженеров. 2022. № 4(93). С. 58–64. DOI: https://doi.org/10.23968/1999-5571-2022-19-4-58-64

Кошохов А.Д., Шур Е.А. Пластическая деформация головок рельсов с контактно-усталостными разрушениями // Вестник ВНИИЖТ. 1964. № 2. C. 52–55.

Тариков Г.П., Акулова Е.М. Определение трещиностойкости рельса при его контактном взаимодействии с колесом // Механика. Исследования и инновации. 2020. № 13. С. 147–153. EDN: UGSSCH

Атрошенко С.А., Смирнов В.И. Механизмы разрушения рельсовой стали с внутренними трещинами после эксплуатации // Актуальные проблемы прочности (АПП-2023): материалы LXVI Международной конференции, Зеленогорск, Санкт-Петербург, 23–27 сентября 2023 года. Санкт-Петербург: Изд-во ВВМ, 2023. С. 72. EDN: PSWSKW

Загрузки

Опубликован

29.12.2024

Выпуск

Раздел

Механика деформируемого твердого тела

Как цитировать

1.
Оценка устойчивости и траектории развития трещин в рельсах под действием циклических нагрузок. Вестник Инженерной школы ДВФУ [Internet]. 2024 Dec. 29 [cited 2025 Jan. 5];4(4(61):18-30. Available from: https://journals.dvfu.ru/vis/article/view/1461