Как во Владивостоке «ориентализм» открыли

Авторы

  • Анатолий Михайлович КУЗНЕЦОВ Дальневосточный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.24866/2542-1611/2024-4/11-24

Ключевые слова:

Ориентализм, Эдвард Саид, С.М. Широкогоров, этнос, "обмирщённость"

Аннотация

В статье проведено сопоставление основных положений концепции ориентализма Э. Саида и теории этноса С.М. Широкогорова. Основанием для проведения такого сравнительного исследования стал тот факт, что оба исследователя учитывали взаимосвязь ученого, специалиста, дипломата, путешественника, автора и читателя с окружающей средой. У Саида это отношение было выражено через понятие ориентализм («обмирщённость»), у С.М. Широкогорова – через психоментальный комплекс как составной части его теории этноса. При этом важно отметить, что российский учёный сформулировал проблему влияния конкретных условий среды на связанных с ней людей ещё в 1920–1930-е гг. во время его пребывания во Владивостоке и в Китае. О значении идей С.М. Широкогорова и Э. Саида наглядно свидетельствует тот факт, что их идеи сегодня получают развитие в рамках трансдисциплинарного подхода и энактивистского направления.

 

 

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Анатолий Михайлович КУЗНЕЦОВ, Дальневосточный федеральный университет

    докт. ист. наук, профессор кафедры международных отношений

Библиографические ссылки

Князева Е. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. М., СПб: Центр гуманитарных инициатив. Университетская книга, 2014. 352 с.

Мюльман В. С.М. Широкогоров. Некролог (с приложением писем, фотографии и библиографии) // Этнографическое обозрение. 2002, № 1. С. 126.

Ошурков М.Н. Методология С.М. Широкогорова и трансперсональная парадигма в современной науке // Широкогоровские чтения (проблемы антропологии и этнологии). Владивосток, 2001. С. 17–19.

Панарин С.А. Эдвард Саид: книга софизмов // Историческая экспертиза. 2015. №2 (3). С. 78–105.

Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Пер. с англ. А.В. Говорунова. СПб.: Русский Мiръ, 2006. 638 с.

Шандыбин C.А. Постмодернистская антропология и сфера применимости её культурной модели // Этнографическое Обозрение. 1998, №1. С. 14–27.

Широкогоров С.М. Место этнографии среди наук и классификация этносов. Введение в курс этнографии Дальнего Востока, прочитанный в 1921–1922 году в Дальневосточном государственном университете. Владивосток: «Свободная Россия», 1922.

Широкогоров С.М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Ученые записки историкофилологического факультета в г. Владивостоке. Вып. 1. 1919. С. 47–108.

Широкогоров С.М. Трудности исследования психоментального комплекса // Широкогоровские чтения (проблемы антропологии и этнологии). Владивосток, 2001. С. 65–70.

Широкогоров С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай. Отдельный оттиск из LXVII Известий Восточного факультета Государственного Дальневосточного университета, 1923. 134 с.

Abdel-Malek A. Orientalism in Crisis // Diogenes. 1963. Vol. 44. P. 103–140.

Ashcroft B., Ahluvalia P. Edward Said. L., NY.: Routledge, 2001. 167 p.

Bjelic D. I. Balkan Geography and the De-Orientalization of Freud // Psychology, Geography, History. Journal of Modern Greek Studies. May 2011. P. 27–49.

Buchovski M. The Specter of Orientalism in Europe: From Exotic Other to Stigmatized Brother // Anthropological Quarterly. June 2006. 79(3). P. 463–482.

Chiao J. Рhilosophy of Computational Cultural Neuroscience. NY: Routledge, 2020. 194 p.

Dabashi H. Post-Orientalism: Knowledge and Power in Time of Terror. New Brunswick, London: Transaction Publishers, 2009. 285p.

Francaviglia R.V. Go East Yung Man. Imagining American West as the Orient. Logan, Utah: Utah State University Press, 2011. 343 p.

Lewis B. The Question of Orientalism // The New York Review of Books. 1982. June.

Liping Wang. Orientalization or Deorientalization? Disciplinary Conflicts and National Imaginations in China, 1912–1949 // Modern China. 2020. Vol. 46, issue 4. P. 339–371.

Nicolescu B. The Hidden Third and the Multiple Splendor of Being // Трансдисциплинарность в философии и науке: Подходы, проблемы, перспективы : сборник статьей. Под редакцией В. Бажанова, Р.В. Шольца, РАН, Институт философии. М.: НАВИГАТОР, 2015. С. 62–79.

Said E.W. Culture and Imperialism. New York. VINTAGE BOOK, 1993. 361 p.

Said E.W. Humanism and Democratic Criticism. Columbia University Press, 2004. 154 p.

Said E.W. On Late Style: Music and Literature Against the Grain. Pantheon Books, 2006. 176 p.

Said E.W. Orientalism. New York: Pantheon Books, 1978. 368 c.

Said E. W. Orientalism Reconsidered // Cultural Critique. 1985. No. 1. Р. 89–107.

Said E.W. Out of Place: a Memoir. L., 1999. 266 р.

Said E.W. Representation of Intellectuals. NY: Vintage Books, 1996. 114 p.

Said E.W. The World, the Text and the Critic, Cambridge, MA: Harvard University Press, 1983. 386 р.

Shiraev E.B., Levy D.A. Cross-Cultural Psychology: Critical Thinking and Contemporary Applications. Seventh Edition. NY., L.: Routledge, 2021. 507 p.

Shirokogoroff S.M. Psychomental Complex of the Tungus. London: Kegan & Paul, 1935. 446 p.

Social Neuroscience. People Thinking about Thinking People. Ed. by John T. Cacioppo, Penny S. Visser and Cynthia L. Pickett. Cambridge: MIT Press, 2006. 304 p.

Young R. White Mythologies: Writing History and the West. L.; Routledge, 1990. 232 p.

Wolff L. Inventing Eastern Europe. The Map of Civilization on the Mind of the Enlightenment. Stanford: Stanford University Press, 1994. 419 р.

Zhong Minguo. Self-orientalization and Its Counteraction against the Cultural Purpose of Gu Hongming in his Discourses and Saying of Confucius // Theory and Practice in Language Studies. 2012, Vol. 2, No. 11. P. 2417–2421.

Загрузки

Опубликован

14-02-2025

Выпуск

Раздел

125 ЛЕТ ВОСТОЧНОМУ ИНСТИТУТУ

Как цитировать

“Как во Владивостоке «ориентализм» открыли” (2025) Известия Восточного института, (4), pp. 11–24. doi:10.24866/2542-1611/2024-4/11-24.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)