Преимущества «легкого» поля? Методологические и этические затруднения в изучении близкого окружения

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.24866/2311-2271/2024-4/1613

Ключевые слова:

методология и этика полевой работы, исследование близкого окружения, этические дилеммы, научная деятельность студентов

Аннотация

Статья является вводным текстом к тематической подборке текущего номера, посвящённой обнародованию результатов исследования научной работы студентов в ДВФУ в 2021–2022 гг. Текст содержит описание некоторых методологических и этических затруднений в ходе проекта при планировании, сборе и публикации результатов. В первой части описаны три группы факторов, в связи с которыми, как правило, исследователям приходится решать этические дилеммы. Далее представлено короткое описание проекта и вариант решения при планировании выборки. В заключительной части статьи дана краткая характеристика работ из подборки.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Татьяна Журавская, Дальневосточный федеральный университет

    кандидат социологических наук, доцент департамента социально-экономических исследований и регионального развития Школы экономики и менеджмента

  • Екатерина Колбина, Дальневосточный федеральный университет

    кандидат экономических наук, доцент департамента социально-экономических исследований и регионального развития Школы экономики и менеджмента

Библиографические ссылки

1. Веселкова Н.В. Об этике исследования // СОЦИС. 2000. № 8. С. 109–114.

2. Бархатова Л.А. Этические дилеммы полевой этнографии // Cоциология: 4М. 2018. № 47. С. 44–66.

3. Goffman A. On the Run: Fugitive Life in an American City. — Chicago: University of Chicago Press, 2014. — 288 p.

4. Бархатова Л.А. Полевая этнография: методология, этика и практика // ЭС-форум. 2018. Т. 57. № 1. С. 9–13.

5. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. — М.: Стратегия, 1998. — 264 с.

6. Бауман З. Мыслить социологически. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 255 с.

7. Форум: этические проблемы полевых исследований // Антропологический форум. 2006. № 5. С. 6–166.

8. Walton Douglas N. Abductive reasoning. — The University of Alabama Press, 2005. — 320 p.

9. Грейф А. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли // Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 2. С. 35–58.

10. Clark B.R., Trow M. The organizational context // College peer groups: Problems and prospects for research. — Chicago: Aldine Press, 1966. — P. 17–70.

11. Штейнберг И.Е. Логические схемы обоснования выборки для качественных интервью: “восьмиоконная” модель // Социология: 4М. 2014. № 38. С. 38–70.

12. Юдкевич М.М. Публикуй или проиграешь: теоретические и прикладные исследования // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 104–107.

13. Merton R. The Sociology of Science: Theoretical and Empirical Investigations / Ed. by N.W. Storer. — Chicago: University of Chicago Press, 1973.

14. Бурдье П. Поле науки // Социальное пространство: поля и практики / Пер. с франц.; отв. ред. перевода, сост. и посл. Н.А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. — С. 473–517.

Загрузки

Опубликован

19-03-2025

Выпуск

Раздел

Методология и этика полевой работы

Как цитировать

Преимущества «легкого» поля? Методологические и этические затруднения в изучении близкого окружения. (2025). Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление, 4, 71-82. https://doi.org/10.24866/2311-2271/2024-4/1613