Геополитика и туризм (на примере России)
DOI:
https://doi.org/10.24866/2311-2271/2024-2/1233Ключевые слова:
геополитика, туризм, международный туризм, выездной туризм, внутренний туризм, геополитические факторы, мягкая сила, жёсткая силаАннотация
Геополитика оказывает влияние на все страны мира и сферы деятельности. Возникающие геополитические конфликты как вблизи границ, так и внутри государств, оказывают влияние не только на политику и экономику, но и на туризм. Взаимодействие и взаимовлияние геополитики и туризма рассматривается как проявление “мягкой” и “жёсткой” силы. Дестабилизирующие факторы одновременно демонстрируют и положительное влияние геополитики на происходящие туристические процессы, являются импульсом для решения назревших проблем, новых вызовов и положительных перемен.
Библиографические ссылки
В Великобритании назван миллиардный турист. — URL: https://www.tourister.ru/world/europe/united-kingdom/news/4440 (дата обращения 20.01.2024).
Nye J.S. Soft Power. The means to success in world politics. — NY.: Public Affairs, 2004.
Аигина Е.В., Новикова Е.Ю. Халлю-туризм (“Корейская волна”) как новое направление развития туризма в Республике Корея // Вестник РМАТ. 2017. № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hallyu-turizm-koreyskaya-volna-kak-novoe-napravlenie-razvitiya-turizma-v-respublike-koreya (дата обращения 14.01.2024).
Александрова А.Ю., Шипугина М.В. Международный туризм как инструмент геополитического воздействия мягкой силы // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды XIV Международ. науч.-практ. конф. (г. Москва, 25 апреля 2019 г.). — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2019. — С. 34–40.
Александрова А.Ю. Международный туризм как геополитическая сила / А.Ю. Александрова, М.В. Шипугина. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. — 100 с. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=597731 (дата обращения: 14.01.2024).
Афанасьев О.Е. Туризм и геополитика: контексты, концепты и значение для современной индустрии гостеприимства // Современные проблемы сервиса и туризма. 2022. № 16 (1). С. 7–23. — URL: https://doi.org/10.24412/1995-0411-2022-1-7-23.
Hall D. Bringing Geopolitics to Tourism // Tourism and Geopolitics: Issues and Concept from Central and Eastern Europe. — Wallingford: Cab International, 2017. Р. 3–14.
Krstev V. Geopolitika i geostrategija na turizma. —Varna: Nauka i ikonomika, 2016.
Лепешкин В.А. Мягкая сила российского туризма // Федерализм. 2014. № 3 (75). С. 35–44.
Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Инновационные тренды в контексте глобальных угроз пандемии COVID-19: механизмы для туристской отрасли России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-trendy-v-kontekste-globalnyh-ugroz-pandemii-covid-19-mehanizmy-dlya-turistskoy-otrasli-rossii (дата обращения 14.02.2024).
Franklin A. Tourism as an ordering: towards a new ontology of tourism // Tourist Studies. 2004. Vol. 4 (3). Р. 277–301.
Tribe J. Tourism: a critical business // Journal of Travel Research. 2008. Vol. 46 (3). Р. 245–255.
Taehyee Um, Namho Chung. Does smart tourism technology matter? Lessons from three smart tourism cities in South Korea, Asia Pacific // Journal of Tourism Research. 2021. Vol. 26 (4). Р. 396–414. — DOI 10.1080/10941665.2019.1595691.
Getz D., Kelly M., Joncas D. Tourist shopping villages in the Calgary region // Journal of Tourism Studies. 1994. Т. 5. № 1. Р. 2–15.
Weaver D., Tang C.-Z., Shi F.-F. [et al.]. Dark tourism, emotions, and post-experience visitor effects in a sensitive geopolitical context: A Chinese case study // Journal of Travel Research. 2018. Vol. 57. Р. 824–838.
Flint C. Introduction to geopolitics. – Routledge, 2021.
Hall C.M. Tourism and Geopolitics: The political imaginary of territory, tourism and space // Tourism and Geopolitics: Issues and Concepts from Central and Eastern Europe / In D. Hall (Ed.). — Wallingford: CABI, 2017. — Р. 15–24.
Mostafanezhad M., Norum R. Towards a geopolitics of tourism // Annals of Tourism Research. 2016. Vol. 61. Р. 226–228.
Wilson E. Hard power, soft power, smart power // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. 616, 110–124 pp.
Gillen J., Mostafanezhad M. Geopolitical encounters of tourism: A conceptual approach // Annals of Tourism Research. 2019. Vol. 75. Р. 70–78.
Глобальные и региональные показатели туризма ЮНВТО. — URL: https://www.unwto.org/tourism-data/global-and-regional-tourism-performance.
Федеральная служба государственной статистики
Барометр ЮНВТО. — URL: https://tourlib.net/wto/WTO_highlights_2020.pdf (дата обращения 03.02.2024 г.).
Делия В.П., Кульгачев И.П., Романова М.М. Фактор “COVID-19” и его влияние на туристскую индустрию России: статистический анализ // Вестник Академии права и управления. 2021. № 2 (63). С. 105–110. — DOI 10.47629/2074-9201_2021_2_105_110. — EDN OIEESE.
Романова М.М., Кульгачев И.П. Современные тенденции развития отечественного туризма в реалиях геополитической обстановки // Экономические и социальные проблемы России. 2023. № 4 (56). С. 66–80. — DOI 10.31249/espr/2023/04.05. — EDN MKWRXU.
Dzhandzhugazova E.A., Blinova E.A., Orlova L.N. [et al.]. Dеvelopement of red tourism in the perspective of the Russian-chinese economic cooperation // Espacios. 2018. Т. 39. № 1. Р. 7.