Как отпугнуть клиента и получить прибыль: фильтрация в системе массового обслуживания

Авторы

  • София Валерьевна Сурова Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  • Кирилл Константинович Фурманов Центральный экономико-математический институт РАН

DOI:

https://doi.org/10.24866/2311-2271/2024-1/1113

Ключевые слова:

фильтрация, система массового обслуживания, нетерпеливые заявки

Аннотация

Рассматривается система массового обслуживания с ограничением на длину очереди и разнородным потоком входящих заявок (клиентов), которые делятся на два типа. Заявки первого типа терпеливы: они встают в очередь, если это позволяет ёмкость системы и дожидаются обслуживания. Заявки второго типа нетерпеливы: они отказываются вставать в очередь, если время ожидания обслуживания оказывается слишком велико. Показывается, что если заявки второго типа приносят меньшую прибыль, чем заявки первого типа, то увеличение прибыли может достигаться за счёт замедления обслуживания, отпугивающего нетерпеливых клиентов.

Биографии авторов

  • София Валерьевна Сурова, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

    студент факультета компьютерных наук

  • Кирилл Константинович Фурманов, Центральный экономико-математический институт РАН

    кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отделения Эконометрики и прикладной статистики

Библиографические ссылки

Stiglitz J.E. The Theory of “Screening”, Education, and the Distribution of Income // The American Economic Review. 1957. Vol. 65. No. 3. P. 283–300.

Аистов А.В. О фильтрующей роли образования в России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 13. № 3. С. 452–481.

Grubb W.N. Further tests of screening on education and observed ability // Economics of Education Review. 1993. Vol. 13. No. 2. Р. 125–136.

Haight F.A. Queueing with balking // Biometrika. 1957. Vol. 44. No. 3. Р. 360–369.

Liu L.Q. Service systems with balking based on queueing time // PhD Thesis. University of North Carolina at Chapel Hill. 2007. — URL: https://research.tue.nl/en/publications/service-systems-with-balking-based-on-queueing-time

Shortle J.F., Thompson J.M., Gross D. [et al.]. Fundamentals of Queueing Theory. — 5th ed. — Wiley, 2018.

Ross S.M. Introduction to Probability Models. — 10th ed. — Elsevier, 2010.

Pazgal A.I., Radas S. Comparison of customer balking and reneging behavior to queueing theory predictions: An experimental study // Computers & Operations Research. 2008. Vol. 35. No. 8. Р. 2537–2548.

Choudhury A., Medhi P. Balking and reneging in multiserver Markovian queueing system // International Journal of Mathematics in Operational Research. 2011. Vol. 3. No. 4. Р. 377–394.

Гнеденко Б.В., Коваленко И.Н. Введение в теорию массового обслуживания. — М.: Наука, 1966. — 432 с.

Кирпичников А.П. Методы прикладной теории массового обслуживания. — М.: ЛЕНАНД, 2018. — 224 с.

Загрузки

Опубликован

29-05-2024

Как цитировать

Как отпугнуть клиента и получить прибыль: фильтрация в системе массового обслуживания. (2024). Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление, 1, 80-90. https://doi.org/10.24866/2311-2271/2024-1/1113