«Время дает горестный бал»: репрезентации социального контекста в российской популярной песне 1990-х гг.

Авторы

  • Валентина Михайловна Липицкая Казанское высшее танковое командное Краснознамённое, ордена Жукова училище, г. Казань, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.24866/1997-2857/2022-3/64-73

Ключевые слова:

популярная песня, песенная культура, песенный дискурс, постирония, эскейпизм, постсоветская культура

Аннотация

В статье рассматривается значительное количество образцов популярной отечественной песенной культуры, относящейся к периоду 1990-х гг. – первому постсоветскому и постперестроечному десятилетию. Песенный дискурс анализируется автором на предмет репрезентаций социального, отражения магистральных тенденций общественных отношений и компонентов общественного сознания. На основании осуществленного анализа автор приходит к выводу, что музыкальные произведения, созданные в указанный период, в значительной степени детерминированы социальным контекстом и предлагают вербальные и музыкальные модели проживания общественной жизни. В качестве заметных тенденций песенной культуры выделены тексто-звуковая инконгруэнтность, постирония, имплицитная полемика с советским, эскейпизм, культ молодости.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Валентина Михайловна Липицкая, Казанское высшее танковое командное Краснознамённое, ордена Жукова училище, г. Казань, Российская Федерация

    кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков 

Библиографические ссылки

«Как не бывает бывших алкоголиков, так и не бывает бывших игроманов» // Интернет-газета «Реальное время». 29.01.2020. URL: https://realnoevremya.ru/articles/164487-kak-ne-byvaet-byvshih-alkogolikov-tak-i-ne-byvaet-byvshih-igromanov

Бранденбергер Д. Сталинский популизм и невольное создание русской национальной идентичности // Неприкосновенный запас. 2011. № 4. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2011/4/stalinskij-populizm-i-nevolnoe-sozdanie-russkoj-naczionalnoj-identichnosti.html

Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя / Под ред. К. Рогова. М.: Новое литературное обозрение, 2021.

Журкова Д.А. Новые песни о Родине. Ч. 1: Между ностальгией и бегством. Продолжение // Музыкальная академия. 2018. № 2. С. 83–88.

Журкова Д.А. Телепроект «Старые песни о главном»: судьба ностальгии в контексте постсоветской культуры // Художественная культура. 2020. № 2. С. 264–286.

Лудомания – что это за болезнь? // Пси-Модерн: Психология современности. URL: https://psymod.ru/2976-ludomanija-chto-jeto-za-bolezn.html

Почему «Мальчик хочет в Тамбов»? История хита Мурата Насырова // Яндекс.Дзен. 11.02.2021. URL: https://zen.yandex.ru/media/fuzz_music/pochemu-malchik-hochet-v-tambov-istoriia-hita-murata-nasyrova-602086735fadcc22a992e6d0/

Раскрутить // Словарь молодежного сленга. URL: http://www.terminy.info/jargon/dictionaries-of-teen-slang/raskrutit

Смирнов И.П. Социософия революции. СПб.: Алетейя, 2004.

Загрузки

Опубликован

06.10.2022

Как цитировать

«Время дает горестный бал»: репрезентации социального контекста в российской популярной песне 1990-х гг. (2022). Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 3, 64-73. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2022-3/64-73