Декоративные традиции в древних культурах Тихоокеанского бассейна: орнаментика керамики лапита и полинезийская татуировка
DOI:
https://doi.org/10.24866/1997-2857/2021-1/5-14Ключевые слова:
татуировка, Полинезия, лапита, керамика, орнаментАннотация
Практика татуирования как один из наиболее технически сложных видов ритуальной атрибутики известна по данным археологии и этнографии у самых разных культур – от позднего палеолита до современности и от Арктики до тропического пояса. Изучение полинезийских данных позволяет не только проследить исключительно эффектные локальные стили татуажа и инструментальные наборы для их нанесения, но и связать декоративные композиции татуировок с орнаментикой древнейшего в регионе керамического комплекса лапита, маркирующего австронезийскую миграцию в тихоокеанском бассейне 3,5 – 2, 5 тыс. л.н.
Скачивания
Библиографические ссылки
Ратманов М.И. «Чтобы лучше цену дать своему Отечеству...»: первая русская кругосветная экспедиция (1803–1806) в дневниках Макара Ратманова. СПб.: Крига, 2014.
Табарев А.В., Патрушева А.Е. Неолит островной части Юго-Восточной Азии: особенности, гипотезы, дискуссии // Теория и практика археологических исследований. 2018. № 1. С. 165–179.
Табарев А.В., Патрушева А.Е., Куэвас Н. Погребения в антропоморфных сосудах на территории Филиппин // Археология, этнография и антропология Евразии. 2019. Т. 47. № 2. С. 40–47.
Ancient ink: the archaeology of tattooing. Seattle: University of Washington Press, 2017.
Barnes, G., 2006. Curiosity, wonder, and William Dampier’s painted prince. Journal for Early Modern Cultural Studies, Vol. 6, no. 1, pp. 31–50.
Burley, D.V., 1998. Archaeology and the Tonga past, 2850–150 BP. Journal of World Prehistory, Vol. 12, pp. 337–392.
Chiu, S., 2007. Detailed analysis of Lapita face motifs: case studies from Reef/Santa Cruz Lapita sites and New Caledonia Lapita site 13A. Terra Australis, Vol. 26, pp. 241–264.
Clark, G. and Langley, M.C., 2020. Ancient tattooing in Polynesia. The Journal of Island and Coastal Archaeology, Vol. 15, no. 3, pp. 407–420.
Kirch, P.V., 1997. The Lapita peoples: ancestors of the Oceanic World. Oxford: Blackwell Publishers.
Krutak, L., 2013. Embodied symbols of the South Seas: tattoo in Polynesia. URL: https://www.larskrutak.com/embodied-symbols-of-the-south-seas-tattoo-in-polynesia/
Robitaille, B., 2007. A preliminary typology of perpendicularly hafted bone tipped tattooing instruments: toward a technological history of Oceanic tattooing. In: Gates St.-Pierre, Ch. and Walker, R. eds., 2007. Bones as tools: current methods and interpretations in worked bone studies. Oxford: Archaeopress, pp. 159–174.
Sand, C., 2007. Looking at the big motifs: а typology of the central band decorations of the Lapita ceramic tradition of New Caledonia (Southern Melanesia) and preliminary regional comparisons. Terra Australis, Vol. 26, pp. 256–287.
Spriggs, M., 1990. The changing face of Lapita: transformation of a design. In: Spriggs, M. ed., 1990. The Lapita design, form and composition: proceedings of the Lapita design workshop. Canberra: Australian National University Press, pp. 83–122.
Spriggs, M., 2019. The hat makes the man: masks, headdresses and skullcaps in Lapita iconography. Terra Australis, Vol. 52, pp. 257–273.
Terrell, J.E. and Schechter, E., 2009. The meaning and importance of the Lapita face motif. Archaeology of Oceania, Vol. 44, no. 2, pp. 44–55.
Torrence, R. and White, J.P., 2001. Tattooed faces from Boduna Island, Papua New Guinea. Terra Australis, Vol. 17, pp. 135–140.
Torrence, R. et al., 2018. Tattooing tools and the Lapita cultural complex // Archaeology in Oceania, Vol. 53, pp. 58–73.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Алина Романовна Агапова, Ника Николаевна Ковалева, Андрей Владимирович Табарев

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.