Образ учителя и его деятельность в оценке В.В. Розанова

Авторы

  • Любовь Эллиевна Заварзина Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.24866/1997-2857/2021-3/95-101

Ключевые слова:

В.В. Розанов, учитель, школа, философия образования

Аннотация

В статье рассматривается портрет отечественного учителя конца XIX – начала XX вв., представленный в публикациях В.В. Розанова. Сформировать представление о типичном образе педагога, многие черты которого не утратили актуальности и сегодня, философ смог в том числе благодаря собственному опыту преподавания в российских гимназиях. Автор обращается к изучению вопроса о том, какое значение придавал Розанов личности учителя в развитии системы школьного образования, а также приводит рекомендации философа, выполнение которых, по его мнению, должно было изменить отношение к учителю как государства, так и общественности.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Любовь Эллиевна Заварзина, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Российская Федерация

    кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики гуманитарного факультета

Библиографические ссылки

Белозерцев Е.П., Крикунов А.Е., Павленко А.И. Школа и семья в философско-педагогической публицистике В.В. Розанова. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002.

Заварзина Л.Э. Педагогика // Розановская энциклопедия / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: РОССПЭН, 2008. С. 1810–1814.

Заварзина Л.Э. Учитель // Розановская энциклопедия / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: РОССПЭН, 2008. С. 2239–2242.

Заварзина Л.Э. Школа // Розановская энциклопедия / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: РОССПЭН, 2008. С. 2318–2322.

Заварзина Л.Э. Педагогические взгляды Розанова // Наследие В.В. Розанова и современность. Материалы Международной научной конференции. Москва. 29–31 мая 2006 г. М., 2009. С. 535–545.

Зорина Г.В. «Кризис российской школы» в педагогических работах Розанова // Наследие В.В. Розанова и современность. Материалы Международной научной конференции. Москва. 29–31 мая 2006 г. М., 2009. С. 546–549.

Крикунов А.Е. Образовательная концепция В.В. Розанова (историко-педагогический анализ): автореф. дис. … канд. пед. н. Елец, 1999.

Ломоносов А.В., Ватель-Гедройц М.Н. Гедройц Сергей // Розановская энциклопедия / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: РОССПЭН, 2008. С. 215–218.

Николюкин А.Н. Розанов. М.: Молодая гвардия, 2001.

Панина Л.Ю. Воспитание человека культуры в философско-педагогическом наследии В.В. Розанова: автореф. дис. … канд. пед. н. Воронеж, 2012.

Розанов В.В. Собрание сочинений: в 30-ти т. Т. 13. Литературные изгнанники: Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев. М.: Республика, 2001.

Розанов В.В. Собрание сочинений: в 30-ти т. Т. 15. Русская государственность и общество (Статьи 1906–1907 гг.). М.: Республика, 2003.

Розанов В.В. Собрание сочинений: в 30-ти т. Т. 28. Эстетическое понимание истории (Статьи и очерки 1889–1897 гг.). Сумерки просвещения. М.; СПб.: Республика; Росток, 2009.

Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990.

Розанов В.В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990.

Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983.

Фатеев В.А. Пришвин Михаил Михайлович // Розановская энциклопедия / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: РОССПЭН, 2008. С. 737–742.

Загрузки

Опубликован

21.07.2025

Выпуск

Раздел

ВАСИЛИЙ РОЗАНОВ: МЫСЛИТЬ УЕДИНЕННОЕ. К 165-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФА

Как цитировать

Образ учителя и его деятельность в оценке В.В. Розанова. (2025). Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 3, 95-101. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2021-3/95-101