Проблема контроля над российскими железными дорогами в политике США в 1918 г.
DOI:
https://doi.org/10.24866/1997-2857/2025-2/50-60Ключевые слова:
Гражданская война в России, иностранная интервенция, США, Восточная Сибирь, Маньчжурия, Транссиб, КВЖДАннотация
Статья посвящена анализу политики США в отношении российских железных дорог в 1918 г. и роли данного вопроса в «русской политике» Белого дома в исследуемый период. Особое внимание уделено позиции официального Вашингтона по вопросу о передаче руководства управлением КВЖД и Транссибом главе Российского корпуса железнодорожной службы Дж. Стивенсу. Автор акцентирует внимание на попытках Государственного департамента добиться монопольного права на управление российскими железными дорогами на основании соглашения с Временным правительством 1917 г. В статье исследуются факторы, способствовавшие нарастанию американо-японского противостояния в борьбе за контроль над железными дорогами в Восточном Китае и Восточной Сибири, а также причины срыва планов руководства США по реализации политики «открытых дверей и равных возможностей» в отношении российских железных дорог в данный период.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Вологодский П.В. Во власти и в изгнании: Дневник премьер-министра антибольшевистских правительств и эмигранта в Китае (1918–1925 гг.). Рязань, 2006.
2. Грейвс У. Американская интервенция в Сибири. 1918–1920: воспоминания командующего экспедиционным корпусом. М.: Центрполиграф, 2018.
3. Дэвис Д.Э., Трани Ю.П. Первая холодная война. Наследие Вудро Вильсона в советско-американских отношениях. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
4. Кузьмин В.Л., Ципкин Ю.Н. Эсеры и меньшевики на Дальнем Востоке России в период гражданской войны 1917–1922 гг. Хабаровск: ХГПУ; ДВГУПС, 2005.
5. Колчак и интервенция на Дальнем Востоке: документы и материалы. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 1995.
6. Олейников И.В. Деятельность администрации Китайской Восточной железной дороги в 1917–1920 гг.: социально-экономические, политические и правовые аспекты: дис. ... канд. ист. н. Новосибирск, 2003.
7. Светачев М.И. Империалистическая интервенция в Сибири и на Дальнем Востоке (1918–1922 гг.). Новосибирск: Наука, 1983.
8. Хауз Э. Архив полковника Хауза. Дневники и переписка с президентом В. Вильсоном и другими политическими деятелями за период 1914–1917: в 4-х т. Т. 2. М., 1937.
9. Ципкин Ю.Н. Гражданская война на Дальне Востоке России: формирование антибольшевистских режимов и их крушение (1917–1922 гг.) Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, 2012.
10. Beddie, J.S. ed., 1940. The Lansing papers. 1914–1920. Vol. 2. Washington: U.S. Government Printing Office.
11. Delanty, J.J., 1980. John F. Stevens and his role in the struggle for the control of the Chi-nese Eastern Railway, 1917–1922. Fullerton: California State College.
12. Fuller, J.V. ed., 1937. Papers relating to the foreign relations of the United States, 1918, Russia. Vol. 3. Washington: U.S. Government Printing Office.
13. Giffin, F.C., 1998. An American railroad man east of the Urals, 1918–1922. The Historian, Vol. 60, no. 4, pp. 813–830.
14. Johnson, B.O., 1923. American railway engineers in Siberia. The Military Engineer, Vol. 15, no. 81, pp. 187–192.
15. Kussmann, R.W., 1968. John F. Stevens in Russia, 1917–1922: a seminar research paper presented to Department of History, Wisconsin State University at LaCrosse.
16. Link, A.S. ed., 1984. The papers of Woodrow Wilson. Vol. 47. March 12 – May 12, 1918. Princeton: Princeton University Press.
17. Link, A.S. ed., 1987. The papers of Woodrow Wilson. Vol. 55. February 8 – March 16, 1919. Princeton: Princeton University Press.
18. St. John, J.D., 1969. John F. Stevens: American assistance to Russian and Siberian railroads, 1917–1922: a doctoral dissertation. University of Oklahoma.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Екатерина Сергеевна ЮРЧЕНКО

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.