Фигура Агвана Доржиева в исторической и современной Бурятии

Авторы

  • Даниил Сергеевич МАКАРЕНКО Российский государственный гуманитарный университет

DOI:

https://doi.org/10.24866/1997-2857/2024-4/47-58

Ключевые слова:

Агван Доржиев, буряты, буддизм, Тибет, Буддийская традиционная сангха России (БТСР), Республика Бурятия

Аннотация

В центре внимания статьи – фигура выдающегося бурятского общественного и религиозного деятеля конца XIX – начала XX вв. Агвана Доржиева (1853–1938). Автор рассматривает не только жизнь и деятельность Доржиева, но и метаморфозы исторической памяти о нем и отношения к его идеям как в Бурятии, так и в масштабах всей России.

Биография автора

  • Даниил Сергеевич МАКАРЕНКО, Российский государственный гуманитарный университет

    аналитик Учебно-научного центра социальной антропологии

Библиографические ссылки

Ангаева С.П. Буддизм в Бурятии и Агван Доржиев. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1999.

Андреев А.И. Буддийская святыня Петрограда. Улан-Удэ: ЭкоАрт, 1992.

Андреев А.И. От Байкала до Священной Лхасы: Новые материалы о русских экспедициях в Центральную Азию в первой половине XX в. (Бурятия, Монголия, Тибет). СПб.: Самара, 1997.

Андреев А.И. Уход Агвана Доржиева // Альманах Orient. 1998. Вып. 2–3. С. 93–105.

Андреев А.И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета; Нартанг, 2006.

Андреев А.И. Тибето-монгольский проект Агвана Доржиева // Монголия – Россия: век независимости – век сотрудничества. СПб.: Петрополис, 2021. С. 56–67.

Аюшеева Д.В. Тибетский буддизм в Северной Америке // Религиоведение. 2013. № 3. С. 63–70.

Аякова Ж.А. О тибетском буддизме в США // Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова. 2015. № 1. С. 83–85.

Бакаева Э.П. Калмыцкие буддисты и Далай-лама XIV: страницы истории Калмыкии 1992 года // Новый исторический вестник. 2018. № 3. С. 111–122.

Бардуева Т.Ц. Пандито хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов и обновленческое движение в Бурятии // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2010. № 8. С. 165–168.

Ванчикова Ц.П. Тибетцы в Бурятии: новый феномен в этническом и культурном многообразии республики // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2012. № 2. С. 128–135.

Дагбаев Э.Д. Агван Доржиев в истории Российского государства: учебное пособие для вузов. Улан-Удэ: Бэлиг, 2005.

Дамбу Аюшеева назвали главным раскольником буддизма в Бурятии. URL: https://baikal24.ru/text/29-06-2010/dambu/

Дамдинов А.В., Чимитдоржиев Ш.Б. Агван Доржиев – выдающийся религиозный и общественно-политический деятель. Улан-Удэ: Бэлиг, 2010.

Доржиев А. Занимательные заметки: Описание путешествия вокруг света (Автобиография). М.: Восточная литература, 2003.

Доржиевские чтения. URL: https://ayaganga.ru/доржиевские-чтения/

Заятуев Г.З. Цанид-Хамбо Агван Доржиев (1853–1938 гг): жизнеописание. Улан-Удэ: Объединение детских писателей Бурятии, 1991.

Миронова Г.А. Агван Доржиев и ступа, возведенная в память об Учителе Далай ламы XIII // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 7. С. 33–35.

Митыпова Г.С. Историческая память: заповедные и достопримечательные места, связанные с именем Агвана Доржиева // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. VII Доржиевские чтения. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 189‒197.

Михалев М.С. Засечная черта Внутренней Азии: Южная Сибирь и евразийская интеграция. М.: ИКСА РАН, 2023.

Михалев М.С. Тибет в картине мира калмыков: от страны к метафоре // Ойраты и Тибет. Историческое наследие и современные перспективы: СПб.: Петербургское востоковедение, 2023. С. 287–309.

Намсараева С.Б. Политический аспект религиозной жизни современной Бурятии // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. М.: Восточная литература, 2008. C. 58–88.

Реликвии Ацагатского дацана. URL: https://arigus.tv/news/culture/52376-relikvii-atsagatskogo-datsana/

Россия и Тибет: сборник русских архивных документов, 1900–1914. М.: Восточная литература, 2005.

Сизова А.А. Книжное наследие Агвана Доржиева // Агван Доржиев. Ученый и дипломат, принесший буддизм в сердце России. СПб.: Музей-институт семьи Рерихов, 2022. С. 38–45.

Сипейкин А.В. Деятельность А. Доржиева в 1920-е гг. в информационных документах ОГПУ // История и архивы. 2023. № 2. С. 37–52.

Соколова С.А. Буддийские реликвии как основа создания этнополитического мифа: новый взгляд на особенности религиозного возрождения в Бурятии // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 4. С. 92–100.

Терентьев А.А. Намнанэ-лама, учитель А.Доржиева и С. Цыденова // Труды Института востоковедения РАН. 2017. № 1. С. 227–237.

Тиваненко А.В. «Желаю свержения Советской власти»: неизвестные страницы из жизни Агвана Доржиева. Улан-Удэ: Баргуджин-Токум, 2017.

Тишков В.А. Историческая культура и идентичность // Уральский исторический вестник. 2011. № 2. С. 4–16.

Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Историческая память: формы сохранения, конструирования и презентации // Известия Коми научного центра УрО РАН. 2019. № 4. С. 62–71.

Успенский В.Л. О несостоявшейся миссии в Тибет Агвана Доржиева в 1928 году // Mongolica. 2021. Т. 24. № 2. С. 52–57.

Хопкирк П. Большая игра против России. Азиатский синдром. М.: Рипол Классик, 2004.

Цанид-Хамбо Агван Доржиев: документальный фильм (2006). URL: https://www. youtube.com/watch?v=jni1G78Ydpw

Шаумян Т.Л. Россия, Великобритания и Тибет в «Большой игре». М.: Товарищество научных изданий КМК, 2017.

Загрузки

Опубликован

25.12.2024

Выпуск

Раздел

БУРЯТЫ НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ: БИОГРАФИИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Как цитировать

Фигура Агвана Доржиева в исторической и современной Бурятии. (2024). Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 4, 47-58. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2024-4/47-58