Цельное мировоззрение и религиозный опыт: языковой аспект в философии П.А. Флоренского
DOI:
https://doi.org/10.24866/1997-2857/2025-1/99-108Ключевые слова:
цельное мировоззрение, религиозный опыт, философия языка, символизм, аритмология, антиномизм, философия культуры, П. ФлоренскийАннотация
В статье обсуждается роль языка в становлении религиозно-философской концепции цельного мировоззрения П.А. Флоренского. В центре внимания автора – философская интерпретация религиозного опыта, который, согласно Флоренскому, становится результатом символического восприятия мира, возможного благодаря языку. В исследовании предпринята попытка тематизировать представления мыслителя о языке как бытийном основании духовного опыта человека. Автор критически оценивает подходы к определению философских новаций Флоренского и приходит к выводу о расширении значения языковой концепции в развитии идеи цельного мировоззрения.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Алексеева Л.М. Языковое провидение П.А. Флоренского // Филолошки студии. 2007. Т. 5. № 1. С. 82–90.
2. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб.: М.В. Пирожков, 1907.
3. Бердяев H.A. Стилизованное православие (о. Павел Флоренский) // П.А. Флоренский: pro et contra. СПб.: Изд-во РХГА, 2001. C. 264–283.
4. Бонецкая Н.К. П.А. Флоренский-филолог // Священник Павел Флоренский: освоение наследия: материалы международного симпозиума в г. Бергамо (Италия), 19–23 апреля 1990 г. Вып. II. М., 1994. C. 46–80.
5. Бонецкая Н.К. Homo faber и homo liturgus (Философская антропология П. Флоренского) // Вопросы философии. 2010. № 3. С. 90–109.
6. Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2011.
7. Гадомский А.К. Религиозный язык – теолингвистика – языкознание // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология». 2007. Т. 20. № 1. C. 287–292.
8. Гальцева Р.А. Мысль как воля и представление (Утопия и идеология в философском сознании П.А. Флоренского) // П.А. Флоренский: pro et contra. СПб.: Изд-во РХГА, 2001. С. 559–605.
9. Гоготишвили Л.А. Номинативность и процессуальность в философии языка Павла Флоренского (именование и дискурс в обратной перспективе) // VOX. Философский журнал. 2016. № 21. С. 1–43.
10. Едошина И.А. Культурфилософия священника Павла Флоренского // Философия России первой половины ХХ в. Павел Александрович Флоренский. М.: РОССПЭН, 2013. С. 475–490.
11. Зеньковский B.В. История русской философии. Ч. IV, гл. VI // П.А. Флоренский: pro et contra. СПб.: Изд-во РХГА, 2001. C. 419–438.
12. Иванов В.В. О лингвистических исследованиях П.А. Флоренского // Вопросы языкознания. 1988. № 6. С. 69–87.
13. Исупов К.Г. Павел Флоренский: наследие и наследники // П.А. Флоренский: pro et contra. СПб.: Изд-во РХГА, 2001. С. 8–32.
14. Кузнецов С.О. Слово и язык у о. Павла Флоренского // Философия России первой половины ХХ в. Павел Александрович Флоренский. М.: РОССПЭН, 2013. С. 393–418.
15. Лескин Д.Ю. Имяславие как общечеловеческая интуиция в трудах священника Павла Флоренского // Философия России первой половины ХХ в. Павел Александрович Флоренский. М.: РОССПЭН, 2013. С. 419–464.
16. Павлюченков Н.Н. «Старое» и «новое» религиозное сознание в трудах священника Павла Флоренского // Христианское чтение. 2017. № 4. С. 139–177.
17. Паршин А.Н., Седых О.М. Конкретная метафизика священника Павла Флоренского // Философия России первой половины ХХ в. Павел Александрович Флоренский. М.: РОССПЭН, 2013. С. 7–28.
18. Перевозчикова Л.С., Черников М.В. «Новое религиозное сознание» как идейное течение русской культуры // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2014. № 9. С. 100–104.
19. Половинкин С.М. П.А. Флоренский: Логос против Хаоса // П.А. Флоренский: pro et contra. СПб.: Изд-во РХГА, 2001. C. 621–645.
20. Порус В.Н. Павел Флоренский: символическая сущность антиномизма // Философские науки. 2006. № 1. С. 43–58.
21. Постовалова В.И. Теолингвистика в современном гуманитарном познании: истоки, основные идеи и направления // Magister Dixit. 2012. № 4. С. 54–101.
22. Резниченко А.И. О судьбах имен и терминов: к становлению философии языка в России (П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, В.П. Зубов) // Историко-философский ежегодник 2014. М.: Канон+, 2014. С. 278–295.
23. Розанов В.В. Собрание сочинений: в 30-ти т. Т. 29. М.: Республика; СПб.: Росток, 2010.
24. Флоренский П.А. Вопль крови. Из гомилетического наследия священника Павла Флоренского // Ныне и присно. 2006. № 3–4. С. 171–174.
25. Флоренский П.А. Письмо О.П. Флоренской от 05.10.1900 // Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы: в 2-х т. Т. 1. М.: Прогресс-Традиция, 2011. С. 174–176.
26. Флоренский П.А. Священное переименование. Изменение имен как внешний признак перемен в религиозном сознании. М.: Храм святой мученицы Татианы, 2006.
27. Флоренский П.А. Собрание сочинений. Философия культа. М.: Мысль, 2004.
28. Флоренский П.А. Сочинения: в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994–2000.
29. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: АСТ, 2003.
30. Хоружий С.С. Имяславие и культура Серебряного века: Феномен московской школы христианского неоплатонизма // С.Н. Булгаков: религиозно-философский путь: Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения (5–7 марта 2001 г.). М.: Русский путь, 2003. С. 191–207.
31. Хоружий С.С. Философский символизм П.А. Флоренского и его жизненные истоки // П.А. Флоренский: pro et contra. СПб.: Изд-во РХГА, 2001. C. 521–554.
32. Шапошников В.А. Математика как ключ к мировоззрению // Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы: в 2-х т. Т. 1. М.: Прогресс-Традиция, 2011. С. 383–412.
33. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: в 2-х т. Т. 1. М., 1987.
34. Шульгин Д.Н. Язык как модель человеческой культуры: дис. ... канд. филос. н. М., 2005.
35. Oppo, A., 2024. Antinomy and symbol: Pavel Florensky’s philosophy of discontinuity. Boston: Brill.