Новостные пропозиции с оценочными существительными (на материале текстов англоязычных СМИ)
DOI:
https://doi.org/10.24866/2949-2580/2025-2/108-119Ключевые слова:
ценность, концепт, оценочная концептуализация, оценочный аффикс, новостная пропозиция, предикат, актант, заголовочный комплексАннотация
Доминирующие системы ценностей внутри социума отражаются в медийном дискурсе, который формирует взгляды и мировоззрение реципиентов. Для запуска процесса реконструкции сообщения читателем в СМИ активно применяются известные и легко узнаваемые триггеры эмоционального осмысления, которыми зачастую выступают языковые единицы с ценностным концептом. Концепт содержится в каждой форме кодификации сообщаемой информации, в том числе на синтаксическом уровне, на котором потенциальным концептом выступает пропозиция. В рамках настоящего исследования был проведён анализ существительных, выступающих в роли актантов и предикатов в пропозициях и содержащих морфемы с оценочными концептами. Причинами ценностной концептуализации аффиксов становятся усвоение опыта, обусловленного культурой массового потребления, СМИ, способные затронуть сакральные культурные коды, и переломные исторические эпохи в моменты обесценивания культурных традиций. Такие аффиксы получают аффективные значения и начинают активно применяться в других языковых единицах, так как прежде всего позволяют привлечь внимание. Более того, они апеллируют к небанальному отражению ситуаций, способны передавать детали и оттенки значения, будоражить воображение и вызывать эмоции. Следовательно, они позволяют лаконично уточнять разнообразные нюансы смысла, включая аксиологического плана. Автор прописывает методику исследования, основанную на сплошной выборке статей, что позволяет выяснить культурно-исторические контексты, влияющие на ценностную концептуализацию, а также определить прагматические цели использования существительных с оценочными аффиксами в новостных пропозициях. В статье приводятся примеры, иллюстрирующие, как языковые структуры способны формировать общественное сознание и влиять на восприятие событий.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Александр Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология. М.: Изд. и консалтинговая группа «Праксис», 2013. 640 с.
2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. М.: Изд-во: Ленанд, 2023. 384 с.
3. Бабаева Е.В. Лингвокультурологические характеристики русской и немецкой аксиологических картин мира: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.10. Волгоград, 2004. 427 с.
4. Вара Н.Г. Динамика лингвосемиотических характеристик социальных ценностей в английском рекламном дискурсе // Филологические науки. 2014. № 7 (37): в 2-х ч. Ч. I. C. 46–50. EDN: SCZVVH
5. Гумбольдт В. фон Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 2000. 396 с.
6. Дейк Т.А. ван Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 344 с.
7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: ГНОЗИС, 2004. 389 с.
8. Лазарева Э.А. Заголовочный комплекс текста – средство организации и оптимизации восприятия // Известия Уральского государственного университета: серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2006. Вып. 19, № 40. С. 158–166. EDN: JTYEFX
9. Лазовская Н. В. Языковая игра в рекламном дискурсе : на материале русско- и англоязычной рекламы: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Саратов, 2007. 23 с.
10. Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики. М.: Языки славянской культуры, 2004. 608 с.
11. Серебренникова Е.Ф. Аспекты аксиологического лингвистического анализа // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов. Коллективная монография. М.: ТЕЗАУРУС, 2011. 352 с.
12. Слышкин Г.Г. Дискурс и концепт (о лингвокультурном подходе к изучению дискурса). Волгоград: Перемена, 2000. С. 38–45.
13. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2004. 992 с.
14. Ячин С.Е. Критика аксиологического разума. М.: Инфа-М, 2022. 137 с.
15. Merriam-Webster. URL: https://www.merriam-webster.com/ (дата обращения: 14.02.2025).
16. Urban Dictionary. URL: https://www.urbandictionary.com/ (дата обращения: 14.02.2025).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 1. Автор (авторы) несет (несут) ответственность за содержание рукописи этой статьи. 2. Автор (авторы) дает (дают) согласие на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также на публикацию статьи в открытом доступе и передачу всех необходимых сведений в наукометрические базы данных. 4. Автор (авторы) подтверждает (подтверждают), что материалы не были опубликованы ранее и в настоящее время рукопись статьи не находится на рассмотрении редакционной коллегии другого издания. 5. Автор (авторы) подтверждает (подтверждают) отсутствие конфликта интересов.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.