Мотив окна в произведениях Джона Фаулза 1960–1970 годов

Авторы

  • Дина Юрьевна Червякова Дальневосточный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.24866/2949-2580/2024-4/29-38

Ключевые слова:

Джон Фаулз, английская литература XX века, мотив окна, тема инициации, тема творчества

Аннотация

На материале четырёх романов Джона Фаулза исследуются формы реализации, функции и значение часто в них встречающегося мотива окна. Отмечено, что значимым статусом обладают следующие свойства этого архитектурного элемента: возможность (или невозможность) видеть что-либо через окно, а также степень «видимости»; характер заоконного пространства – природный (море, река, сад) или городской; открытое или закрытое состояние окна и, следовательно, его способность (или неспособность) пропускать, помимо света, звуки и запахи, обеспечивать тактильные ощущения при вторжении в пространство дома природных стихий. Подчёркнута значимость зрительной позиции нарратора. Выявлено, что описываемое «заоконное» пространство часто выполняет психологическую функцию, а окно становится образным коррелятом каналов восприятия внешнего мира, оказывается местом встречи сознания и реальности и связано с развитием инициальной темы и темы творчества.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Дина Юрьевна Червякова, Дальневосточный федеральный университет

    Старший преподаватель кафедры романо-германской филологии

Библиографические ссылки

Болотникова О.Н. Семантика и функции двери и окна в художественном мире Н.В. Гоголя: автореф. дис … канд. филол. наук. Томск, 2017. 24 с.

Губанова Е.Н. Семантика пространства в постмодернистском художественном тексте (на материале произведений Джона Фаулза): автореф. дис … канд. филос. наук. М., 2009. 24 с.

Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Место окна в поэтическом мире Пастернака // Работы по поэтике выразительности. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. С. 209–239.

Топоров В.Н. К символике окна в мифопоэтической традиции // Балто-славянские исследования. 1983. М.: Наука, 1984. С. 164–185.

Фаулз Дж. Волхв. Пер. с англ. Б. Кузьминского. М.: Махаон, 2002. 704 с.

Фаулз Дж. Дэниел Мартин: Роман: В 2 т.: Т. I. Пер. с англ. И.М. Бессмертной. М.: Махаон, 2000. 608 с.

Фаулз Дж. Дэниел Мартин: Роман: В 2 т.: Т. II. Пер. с англ. И.М. Бессмертной. М.: Махаон, 2001. 560 с.

Фаулз Дж. Коллекционер. Пер. с англ. И. Бессмертной. СПб.: Кристалл, 2001. 288 с.

Фаулз Дж. Любовница французского лейтенанта. Пер. с англ. М.И. Беккер, И.Б. Комаровой. СПб.: Азбука, 2001. 576 с.

Фаулз Дж. Пять повестей: Башня из черного дерева. Элидюк. Бедный Коко. Энигма. Туча: Повести. Пер. с англ. И. Бессмертной и И. Гуровой. М.: Изд-во АСТ, 2004. 444 с.

Храповицкая Г.Н. Природа в литературе и живописи немецкого романтизма // Культурология. 2008. № 1(44). C. 208–218.

Щукин В.Г. Окно как «жанровый» локус и поэтический образ // Поэтика русской литературы. М.: РГГУ, 2009. С. 80–101.

Eriksson B.H.T. The “Structuring Forces” of Detection: The Cases of C.P. Snow and John Fowles. Uppsala: AUU, 1995. 254 p.

Hanko U., Liiv G. Imagery in John Fowles’s Novels // Ученые записки Тартусского университета. Труды по романо-германской филологии. Вып. 898. Тарту, 1990, pp. 31–38.

Palmer W.J. The Fiction of John Fowles: Tradition, Art, and the Loneliness of Selfhood. Columbia Univ. of Missouri press, 1974. 113 p.

Загрузки

Опубликован

26-12-2024

Выпуск

Раздел

5.9.2. ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ МИРА

Как цитировать

[1]
2024. Мотив окна в произведениях Джона Фаулза 1960–1970 годов. Дальневосточный филологический журнал. 2, 4 (Dec. 2024), 29–38. DOI:https://doi.org/10.24866/2949-2580/2024-4/29-38.