Занятия физической культурой как средство преодоления эмоционального выгорания учителей общеобразовательных школ
DOI:
https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-3/22-31Ключевые слова:
профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личностных достижений, средства физической культурыАннотация
В процессе продолжительной работы у представителей педагогической профессии может развиваться эмоциональное выгорание, проявляемое в ряде негативных реакций: психологических, психосоматических, поведенческих. Это отрицательно сказывается не только на самочувствии и самоощущениях педагогов, но и на процессе и результатах их деятельности. В связи с этим поиск и разработка эффективных средств предотвращения и коррекции этого вида профессиональной деформации становится важной задачей исследователей. Одним из таких средств могут быть занятия физическими упражнениями. Представляемое исследование было выполнено именно в русле этой возможности. Его целью стала разработка и экспериментальная оценка эффективности специальной программы физических упражнений для преодоления эмоционального выгорания учителей общеобразовательных средних школ, деятельность которых связана со значительным риском его возникновения. Эта программа предусматривает преимущественное использование танцев и танцевальных движений под музыку в режиме учебного дня, соблюдение гигиенических норм труда и отдыха и др. Она находит положительный эмоциональный отклик у занимающихся, способствует улучшению состояния здоровья и повышению уровня работоспособности.
Библиографические ссылки
Смолова Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ: дисс. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 1999. 180 с. Smolova L.V. Analysis of resistance to psychological stress of teachers of secondary schools: Ph.D. thesis. Saint-Petersburg, 1999.180 p. (In Russ.).
Freudenberger H.J. Staff Burn-Out. Journal of Social Issues, 1974, no. 30(1), pp. 159–165.
Burish M. Burnout-Sundrom-Theorie der innernErschopfung. Berlin, 1989.166 p. (In Ger.).
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 299 с. Vodopyanova N.E., Starchenkova E.S. Burnout Syndrome. Diagnostics and prevention: a practical guide. 3rd ed. Moscow, Yurayt Publ., 2023. 299 p. (In Russ.).
Нечаев А.П. Психология физической культуры. 2-е изд. Москва, Ленинград, Государственное издательство, 1930. 92 с. Nechaev A.P. Psychology of physical culture. 2nd ed. Moscow, Leningrad, State Publishing House, 1930. 92 p. (In Russ.).
Горбунов Г.Д., Пуни А.Ц. О потребности в физической нагрузке и влиянии ее удовлетворения на психическую сферу спортсменов // Материалы III съезда общества психологов СССР. Т. III, вып. 2. Москва, 1968. С. 254–261. Gorbunov G.D., Puni A.C. On the Needs for Physical Activity and Its Impacton the Mental Sphere of Athletes. Materials of the III Congress of the Society of Psychologists of the USSR. Vol. III, Iss 2. Mоscow, 1968. P. 254– 261. (In Russ.).
Бехтерев В.М. Хроника: Институт по изучению мозга и психической деятельности, отчет о деятельности по 15 июля 1919 г. // Вопросы изучения и воспитания личности. 1919. № 1. С. 136–168. Bekhterev V.M. Chronicle: Institute for the Study of the Brain and Mental Activity, Report on Activities on July 15. Questions of the Study and Upbringing of Personality, 1919, no. 1, pp. 136–168. (In Russ.).
Кушнарева Т.В. Влияние некоторых типовых занятий по физическому воспитанию на психические функции, функциональное состояние и работоспособность ЦНС студентов // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы ΙΙ Международной научно-практической конференции. Уссурийск, 2007. С. 147–150. Kushnareva T.V. The Influence of Some Typical Physical Education Classes on Mental Functions, Functional State and Efficiency of the Central Nervous System of Students.Current Issues of Physical Culture and Sports: Proc. of the Int. Sci. Conf. Ussuriysk, 2007. P. 147–150. (In Russ.).
Венгерова Н.Н., Пискун О.Е., Возовиков С.А. Коррекция психологических состояний студенток 1-2 курсов высшей школы средствами физкультурно-оздоровительных технологий// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 6(52). С. 23–27. EDN: KVJSLF Vengerova N.N., Piskun O.E., Vozovikov S.A. Correction of the 1st and 2nd Year Women Students` Mental State by Means of Health and Fitness Technologies. Uchenye Zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2009, no. 6, pp. 23–27. (In Russ.).
Ильина Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 12(70). С. 69–74. EDN: NBQUMH Ilyina N.L. Influence of the Physical Culture on Psychological Well-Being of the Person. Uchenye Zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2010, no. 12(70), pp. 69–74. (In Russ.).
Кривощеков С.Г. Стресс, функциональные резервы и здоровье // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. C. 104–109. EDN: PONZAR Krivoshchekov S.G. Stress, Functional Reserves and Health. Siberian Pedagogical Journal, 2012, no. 9, pp. 104–109. (In Russ.).
Лысенко А.В., Таютина Т.В., Лысенко Д.С., Арутюнов В.А. Оценка влияния физической нагрузки на выраженность тревожно-депрессивных состояний // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11(117). С. 218–224. EDN: TAQUSV Lysenko A.V., Tyurina T.V., Lysenko S.D., Arutyunov V.A. Assessment of the effect of physical activity on the severity of anxiety-depressive states. Uchenye Zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2014, no. 11(117), pp. 218–224. (In Russ.).
Титова Л.А. Физическая культура и спорт как средство психогигиены и психопрофилактики в здоровьесбережении человека // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 5. C. 133–138. EDN: VVYAET Titova L.A. Physical Culture and Sport as a Means of Psychohygeny and Psychoprophylaxis in Human Health Care. Modern Educational Technologies in the Global Educational Space, 2016, no. 5, pp. 133–138.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Виктор Иванович Гончаров, Лилия Валентиновна Лехан
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.