ПОЛИТИКА В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЛАНОВЫХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ АСЕАН
DOI:
https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-4/49-68Ключевые слова:
АСЕАН, политика в области цифровой экономики, плановые и стратегические документы.Аннотация
Отношения в сфере цифровой экономики являются относительно
новыми для современной действительности, а потому проводимая в ней политика
нуждается в планировании. Пандемия COVID-19, усилившая зависимость от цифровых продуктов и платформ, способствовала более активному проведению странами политики в целях цифрового развития и закреплению её в своих плановых и
стратегических документах. На сегодняшний день процесс цифровой трансформации, так или иначе, затронул всю мировую экономику. Однако особый интерес для
исследования представляют те страны или регионы, которые, осуществляя активную политическую деятельность, демонстрируют успешные примеры такой трансформации. Юго-Восточная Азия является одним из таких регионов, а интеграционное объединение с участием стран этого региона – Ассоциация государств ЮгоВосточной Азии (АСЕАН) обладает потенциалом стать одной из пяти ведущих
цифровых экономик мира. В настоящей статье проанализирована политика АСЕАН
в целях развития цифровой экономики, а также проведена систематизация закрепляющих её планирующих и стратегических документов. Выявлено, что уровень
такой политики в странах – членах АСЕАН значительно различается. Некоторые из
них проводят усовершенствованную цифровую политику, разрабатывают и реализуют комплексные планы и стратегии в данной области, обеспечивают широкий
спектр институциональной поддержки отраслям экономики и предпринимателям. Другие же с осторожностью предпринимают какие-либо политические инициативы, у них чаще всего отсутствует единый плановый документ, но имеются планы
или программы развития отельных направлений цифровой экономики. Авторами
сделан вывод о том, что политических усилий на уровне отдельных стран оказывается недостаточно для полноценного цифрового развития АСЕАН. Поэтому в будущем странам – членам АСЕАН стоит сделать упор именно на региональные инициативы комплексного характера.