ОПЫТ СОЗДАНИЯ КИТАЙСКОЙ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ LOGINK КАК ПРИМЕР УСПЕШНОЙ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЦИФРОВОГО ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
DOI:
https://doi.org/10.24866/1813-3274/2023-2/27-38Ключевые слова:
международное право, логистические платформы, международная логистика, транспорт, логистика, ЕАЭС, АТР, цифровые платформы, международные санкции, LOGINKАннотация
Статья посвящена обзору практики формирования в Китае единого цифрового пространства и реализации проекта логистической платформы LOGINK как примера успешной практики создания и использования цифровых сервисов для осуществления всех этапов взаимодействия в логистической сфере как внутри страны, так и с международными партнёрами. Цель работы – выявление особенностей развития правового регулирования логистической сферы КНР на современном этапе для возможного использования китайского опыта как в практической деятельности по реализации проекта создания и функционирования цифровой логистической платформы, так и в законодательной деятельности по развитию цифрового законодательства. Отмечается особый национальный китайский подход, который позволил обеспечить технологическую независимость в сфере транспорта и логистики и создать устойчивую экосистему, включающую проект цифровой логистики на межгосударственном уровне. Китай занимает лидирующую позицию в мире в области внедрения цифровых технологий, а его опыт в создании крупнейших цифровых платформ, таких как Alibaba, Tencent, Baidu, LOGINK, позволяет выявить и перенести успешные практики правового регулирования цифровых сервисов на российскую почву. Поскольку успех китайский цифровых корпораций наблюдался на фоне запрета деятельности таких западных компаний, как Google (в связи с наличием недопустимого с точки зрения китайского законодательства контента), то в условиях международных санкций, введённых против России, данный опыт представляется актуальным, ибо одной из важнейших задач в настоящее время является необходимость импортозамещения иностранных технологий. При этом отмечаются схожие проблемы у России и Китая, связанные с отставанием нормативно-правовой базы, регулирующей цифровую сферу, от её темпов развития. В связи с чем и российские, и китайские законодатели не успевают своевременно реагировать на инновации, возникающие в сфере цифровой экономики, включая и цифровую логистику. В контексте сказанного представляется важным изучение китайского опыта использования и правового регулирования цифровых платформ для перенесения на российскую почву его лучших и наиболее успешных практик – как для реализации национальных задач, так и для выстраивания сотрудничества с Китаем.