ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ ДВФО В НОВОМ СТАТУСЕ «СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК»

Авторы

  • Александр Садофович Сергеев Дальневосточный федеральный университет

Ключевые слова:

Дальневосточный регион, транспортная инфраструктура, морские порты ДВФО, прибрежные территории, свободный порт Владивосток, структура грузооборота, стивидорные услуги, стратегия

Аннотация

Морские порты ДВФО традиционно занимают ведущее положение в стратегии развития транспортной инфраструктуры региона, обеспечивая прямой выход внешней торговли России на страны АТР. При этом экономическая эффективность эксплуатации морских портов ДВФО определяется не только уровнем их грузооборота, но и соответствующим уровнем рентабельности оказания портовых (стивидорных) услуг своим клиентам - транспортным организациям, грузовладельцам и другим агентам логистики. В настоящее время экономическая эффективность эксплуатации морских портов ДВФО значительно снизилась по сравнению с дореформенным периодом (80-х годов XX столетия). Несмотря на относительный рост грузооборота и тарифов на портовые услуги, доходы за перевалку грузов резко снизились из-за изменения структуры грузооборота в сторону снижения трудоемкости по перевалке нефтеналивных и навалочных грузов. Данная проблема в основном связана с экономикой всего Дальневосточного региона, которая по-прежнему остается ориентируемой на товарно-сырьевой рынок АТР. Другая проблема связана с падением транзита генеральных грузов и, особенно, контейнерных из-за относительно низкой конкурентоспособности региональной наземной транспортной инфраструктуры по сравнению с морским транспортом ведущих стран АТР. В связи с этим в морских портах Приморского края были заморожены проекты по реконструкции и развитию контейнерных и ролкерных терминалов, а в морских портах Хабаровского края (Ванино и Де-Кастри) ряд специализированных контейнерных и лесных причалов пришлось переоборудовать под уголь и металлолом. В результате данных проблем страдает не только экономика морских портов, но и социально-экономическое положение прибрежных административно-территориальных образований (портовых городов и поселений). В настоящее время основная часть портового бизнеса Дальневосточного региона перешла в руки крупных грузовладельцев, которые зарегистрированы в центральной части России или в иностранных оффшорных зонах. Притом, доля вкладов морских портов в местные бюджеты резко сократилась. Кроме этого, значительно возросла экологическая нагрузка на прилегающие поселения из-за устаревшей технологии открытой перевалки навалочных грузов, особенно угля в портах Находка, Ванино, Посьет и Владивосток (рыбный порт). В статье рассматривается также проблема стратегии развития морских портов Дальневосточного региона в новой системе управления в рамках принятого федерального закона «О свободном порте Владивосток» (№ 212 ФЗ от 13.07.2015 г.), куда входят основные порты ДВФО. В связи с тем, что общей стратегии о развитии СПВ пока ещё нет, то в каждом отдельном порту продолжается инерция бессистемного поиска клиентов и второстепенных резидентов, которые не соответствуют реальным стратегическим целям развития внешнеторговых связей территорий ДВФО со станами АТР.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Опубликован

18.11.2022

Как цитировать

Сергеев, А. С. (2022). ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ ДВФО В НОВОМ СТАТУСЕ «СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК». Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право, 1, 72-81. https://journals.dvfu.ru/ATR/article/view/365