ЭКОЛОГИЯ В ТРАНСГРАНИЧНЫХ С КИТАЕМ РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Авторы

  • Евгений Прокофьевич Жариков Дальневосточный федеральный университет

Ключевые слова:

экология, загрязнение, песчаные бури, Китай, регионы Дальнего Востока, экологическая политика, затраты на охрану окружающей среды

Аннотация

Выход Китая на передовые экономические позиции в мире сопровождается интенсивным загрязнением окружающей среды. Экологические проблемы помимо самого Китая постепенно затрагивают государства всей планеты. Рост экологических проблем является платой Китаю и соседним странам за быстрое экономическое развитие КНР и её стремление обеспечить качество жизни населению страны на уровне мировых стандартов. При быстром развитии экономики развивающихся стран игнорируются вопросы окружающей среды из-за их второстепенности по отношению к производству. Китай в настоящее время должен тратить на охрану окружающей среды (ООС) 4-8 % ВНП по отдельным регионам. Но тогда это нивелирует темпы экономического роста и, следовательно, на данном этапе эта задача трудновыполнимая. С учётом того, что цена труда в Китае растёт, то в совокупности с затратами на ООС это резко снизит конкурентоспособность китайских товаров на мировом рынке. Экологические проблемы, создаваемые Китаем, оказывают отрицательное влияние и на соседние страны, в первую очередь, на государства Кореи, Монголию, Россию и Японию. Так нарушение нормативов нагрузки на пастбища приводят к нарушению верхнего слоя почвы, содействуя превращению её в пыль и песок. Опустынивание земель порождает образование пыльных бурь, переносимых воздушными потоками в другие страны. Часто песчаные бури из Китая, в виде дождей с песком и грязью, накрывают южные регионы российского Дальнего Востока, в частности, Хабаровский и Приморский край. С начала XXI в. пылевые завесы стали часто достигать Владивостока. Экологические проблемы, создаваемые Китаем, воздействуют на здоровье как граждан КНР, так и граждан соседних стран. Рост болезней вызывает протесты у населения Китая, которые становятся всё более частыми с начала 2010 г. Следует отметить, что власти Китая довольно оперативно отреагировали на происходящие волнения. Уже в 2010-х годах изменение внутренней экологической политики государства стало одной из приоритетных задач Правительства. Общим недостатком взаимодействия стран СВА в области охраны окружающей среды является то, что оно фактически сводится в основном к провозглашению деклараций, составлению совместных планов без принятия механизмов их реализации и т.д. Отсутствуют также организации, задачи которых отражали бы коллективные интересы всех стран региона. Существующие пробелы обусловливают неготовность стран СВА действовать сообща в случае кризисных событий. Яркий тому пример - химическое загрязнение р. Сунгари в 2005 г. в результате аварии на нефтехимическом предприятии. Реакция на аварию последовала только от стран, которых непосредственно коснулась экологическая катастрофа. Причём, это событие получило освещение только в прессе этих стран, без реальных совместных действий по нейтрализации загрязнения. Более того, Япония и Республика Корея, предлагавшие свою помощь пострадавшим районам, не могли её осуществить из-за отсутствия совместных документов, регламентирующих подобные действия. Анализ состояния экологической ситуации в Китае и трансграничных с ним регионах однозначно показывает отсутствие у КНР чёткой экологической политики и имеющееся скрытое нежелание выделять большие средства на решение проблем повышения качества окружающей среды. Проблема в том, что Китай взял курс на улучшение социальных проблем населения, что стало национальной идеей, решение которой тесно связано с консолидацией общества. При таком подходе проблемы экологии решаются в последнюю очередь, больше обозначаются и носят тлеющий характер.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Опубликован

18.11.2022

Выпуск

Раздел

КИТАЙ В СПЕКТРЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕГИОНЕ

Как цитировать

Жариков, Е. П. (2022). ЭКОЛОГИЯ В ТРАНСГРАНИЧНЫХ С КИТАЕМ РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право, 1, 21-32. https://journals.dvfu.ru/ATR/article/view/361