Спасибо, что живой: этнос после реквиема

Авторы

  • Максим Евгеньевич БУЛАНЕНКО Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток, Россия)
  • Андрей Владимирович ПОПОВКИН Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток, Россия)

DOI:

https://doi.org/10.24866/2542-1611/2023-1/55-63

Ключевые слова:

этнос, этничность, философия науки, реализм, конструктивизм, теоретические предметы, объяснение

Аннотация

На протяжении столетий разделение человечества на этносы казалось естественным отражением наблюдаемых различий в человеческих сообществах. С точки зрения философии науки этнос представляет собой теоретический предмет, существование которого принимается для объяснения данных наблюдения. Однако в последние десятилетия реальность теоретических предметов была подвергнута сомнению сторонниками конструктивистского подхода в философии науки. Идентичность этноса, а вслед за ней и само его существование, оспаривались из-за нечёткости его границ и изменчивости во времени. Между тем этнос в этом отношении ничем не отличается от многих других предметов, идентичность и существование которых признаются без возражений. Это обстоятельство, а также обширные объяснительные возможности, проистекающие из признания реальности этноса, позволяют с достаточной уверенностью заключить к его существованию. В отечественной этнологии реалистический и конструктивистский подходы нередко связываются с именами С.М. Широкогорова и В.А. Тишкова, поэтому вопрос о существовании этноса обсуждается в статье с преимущественным вниманием к их позициям.

Биографии авторов

  • Максим Евгеньевич БУЛАНЕНКО, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток, Россия)

    канд. филос. наук, доцент кафедры философии.

  • Андрей Владимирович ПОПОВКИН, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток, Россия)

    канд. филос. наук, заведующий кафедрой философии

Загрузки

Опубликован

31-03-2023

Выпуск

Раздел

МОНОГРАФИЯ С.М. ШИРОКОГОРОВА "ЭТНОС" И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

Как цитировать

“Спасибо, что живой: этнос после реквиема” (2023) Известия Восточного института, (1), pp. 55–63. doi:10.24866/2542-1611/2023-1/55-63.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)