НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕАЛИСТИЧНЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПОДДЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (DEEPFAKE): ОПЫТ КИТАЯ
DOI:
https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-4/91-104Ключевые слова:
искусственный интеллект, поддельные реалистичные аудиовизуальные материалы, киберправо, право Китайской Народной Республики, право информационных технологий, развитие правового регулирования, неправомерное вмешательство в сферу прав и свобод человека и гражданина, компьютерные преступления.Аннотация
Использование искусственного интеллекта в большинстве сфер
общественной жизни стало повседневной реальностью. Современные технологии,
имея ряд неоспоримых преимуществ, выражающихся в повышении экономической производительности, снижении издержек, эффективности государственного
управления, оптимизации административно-распорядительных функций, тем не
менее представляют собой опасность. Высокая распространённость технологий
искусственного интеллекта среди широкой публики, простота их применения открывают возможности для использования достижений технологического прогресса не только во благо, но и в неправомерных и преступных целях. Свидетельством
такого дуализма технологического прогресса в полной мере выступает методика
генерации реалистичных аудиовизуальных поддельных образов и материалов посредством применения искусственного интеллекта (технология «смены лица»,
или дипфейк). Технологии, с помощью которых можно генерировать фальшивые
аудиовизуальные материалы, на сегодняшний день достаточно «популярны» для
использования в преступной среде. Применение технологий искусственного интеллекта для генерации фальшивого контента неизбежно ставит вопрос о необходимости правового регулирования этой данной сферы. Одним из направлений в
области регулирования создания и использования поддельных реалистичных
аудиовизуальных образов и материалов является введение полного запрета и
установление уголовной и административной ответственности за незаконные манипуляции с фальшивым цифровым контентом. В связи с этим особый интерес
представляет опыт Китайской Народной Республики в сфере регулирования дипфейков. Законодателем Китая был избран иной путь для формирования национальной правовой базы использования технологий «смены лица». В статье рассматриваются принятые и предложенные для принятия правовые акты Китая, регламентирующие создание и распространение поддельных аудиовизуальных материалов. Анализ показывает, что китайский законодатель отказался от полного
запрета дипфейков, однако определил ряд специальных правил для их использования. Одними из них выступают обязательная маркировка сгенерированных искусственным интеллектом материалов, а также наложение ряда дополнительных
обязанностей на операторов и поставщиков информационных услуг. Принятые
положения имеют одну цель – не допустить использование дипфейков в неправомерных целях, а именно для подрыва общественного порядка и государственного
строя, а также в целях нарушения прав граждан (право на изображение, право на
честь и достоинство, право на неприкосновенность частной жизни). Осознавая
опасность использования технологии «смены лица», законодатель Китайской
Народной Республики также установил ответственность за неправомерное создание и распространение поддельных аудиовизуальных образов и материалов:
гражданско-правовую, уголовную. Авторы полагают, что подход законодателя
Китая к регулированию дипфейков является наиболее оптимальным и отвечающим требованиям современности, а потому может стать примером построения
национального правового регулирования этой сферы.