Функции государственного управления высшим образованием в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (сравнительно-правовое исследование)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2025-3/103-117

Ключевые слова:

Азиатско-Тихоокеанский регион, государственные функции, государственное управление, государственные органы, высшее образование, министерство образования, закон об образовании, лицензирование, аккредитация, контроль, надзор

Аннотация

В статье приводится сравнительно-правовой анализ особенностей реализации функций государственного управления высшим образованием в ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона, имеющих крупную сеть высших учебных заведений: Австралия, Вьетнам, Индонезия, Китай, Малайзия, Мьянма, Тайланд, Филиппины, Южная Корея, Япония. Решается задача по выделению общих принципов построения системы государственных функций в сфере высшего образования, которые могут быть использованы при совершенствовании системы российских органов государственного управления высшим образованием. Приводится характеристика модели и структура системы управления высшим образованием в этих странах. Проанализированы перечни государственных функций в сфере высшего образования в каждой стране, выявлены схожие функции, присущие практически всем центральным государственным органам управления высшим образованием. Подчёркивается, что модель системы полномочий различных органов управления высшим образованием в разных странах отличается в зависимости от преобладания государственных или негосударственных образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, к которым во многих странах относятся не только университеты, но и значительное число колледжей, и на которые направлено управляющее воздействие центральных органов государственного управления высшим образованием. При этом отмечается тенденция на расширение автономии образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, в решении вопросов управленческого, кадрового, финансового и хозяйственного характера, что, соответственно, отражается на реализации государственных функций центральными органами государственного управления высшим образованием. Также во многих странах Азиатско-Тихоокеанского региона выявлено сходство с перечнем государственных функций в сфере высшего образования в нашей стране.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Максим Алексеевич Каплюк, Ростовский государственный университет путей сообщения

    Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление»

Библиографические ссылки

1. Global data and business intelligence platform «Statista». URL: http://www.statista.com (дата обращения: 10.07.2024).

2. Official website of Department of Education of Australian Government. URL: https://www.education.gov.au (дата обращения: 01.02.2024).

3. Williams G., Pillai S. Commonwealth power over higher education // 30 University of Queensland Law Journal. 2012. № 24. P. 287–303.

4. Official website of Australian Government. URL: https://www.pmc.gov.au/sites/default/files/resource/download/aao-01-june-2022. pdf (дата обращения: 02.02.2024).

5. Tertiary education quality and standards agency Act 2011 № 73 // Federal Register of Legislation of Australian Government. URL: https://www.legislation.gov.au/C2011A00073/2021-07-01/text (дата обращения: 01.02.2024).

6. Trines S. Education in Vietnam // World Education News + Reviews. 2017. № 8. URL: https://wenr.wes.org/2017/11/education-in-vietnam (дата обращения: 14.06.2024).

7. Decree № 69/2017/ND-CP dated May 25, 2017 of the Government on defining the functions, tasks, powers and organizational structure of the Ministry of Education and Training // English Legal Normative Documents LuatVietnam. URL: https://english.luatvietnam.vn/decree-no-69-2017-nd-cp-dated-may-25-2017-of-the-government-on-defining-the-functions-tasks-powers-and-organizational-structure-of-the-ministry-of-114603-doc1.html (дата обращения: 17.06.2024).

8. Decree № 123/2016/ND-CP dated September 01, 2016 of the Government on defining the functions, tasks, powers and organizational structures of ministries and ministerial-level agencies // English Legal Normative Documents LuatVietnam. URL: https://english.luatvietnam.vn/decree-no-123-2016-nd-cp-dated-september-01-2016-of-the-government-on-defining-the-functions-tasks-powers-and-organizational-structures-of-ministr-108179-doc1.html (дата обращения: 17.06.2024).

9. Official website of Ministry of Education and Training of Vietnam. URL: https://en.moet.gov.vn/Pages/home.aspx (дата обращения: 08.02.2024).

10. Westerheijden D.F., Cremonini L., Empel R. Accreditation in Vietnam's Higher Education System // Higher Education Dynamics. 2010. Vol. 29, № 29. P. 183–195.

11. Kementerian Pendidikan, Kebudayaan Riset, dan Teknologi. URL: https://www.kemdikbud.go.id (дата обращения: 27.02.2024).

12. Undang-Undang Republik Indonesia Nomor 20 Tahun 2003 Tentang Sistem Pendidikan Nasional. URL: https://www.banpt.or.id/wp-content/uploads/2019/03/UU-Nomor-20-Thun-2003.pdf (дата обращения: 18.07.2024).

13. Херавати А.Ф. Система образования и высшие учебные заведения в Республике Индонезия // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XV Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 25 июня 2022 г. / науч. ред. В.И. Казаренков. Москва: РУДН, 2022. С. 138–142.

14. Конституция КНР от 04.12.1982. URL: https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/ (дата обращения: 19.06.2024).

15. Сун И. Функции контроля и надзора в сфере общего образования Китая (в XXI веке) // Школа будущего. 2023. № 2. С. 160–169.

16. Kementerian Pendidikan Tinggi. URL: https://www.mohe.gov.my/en (дата обращения: 20.06.2024).

17. Malaysian Education Act 1996 № 550. URL: https://planipolis.iiep.unesco.org/sites/default/files/ressources/malaysia_education_act_1996.pdf (дата обращения: 24.06.2024).

18. National council on Higher Education Act 1996 № 546. URL: http://commonlii.org/my/legis/consol_act/ncohea1996328 (дата обращения: 24.06.2024).

19. Жанузакова Л.Т., Кулжабаева Ж.О. Высшее образование в Малайзии // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. 2009. № 1(13). С. 182–187.

20. National Education Law of Myanmar 2014 № 41. URL: https://themimu.info/sites/themimu.info/files/documents/National_Education_Law_2014_ENG.pdf (дата обращения: 27.06.2024).

21. Ухалов Д.С. Текущее состояние сферы высшего образования в Мьянме // Известия Восточного института. 2024. № 1. С. 124–133.

22. Official website of Ministry of Education of Thailand. URL: https://www.bic.moe.go.th/images/stories/book/ed-eng-series/intro-ed08.pdf (дата обращения: 28.06.2024).

23. Nitungkorn S. Higher education reform in Thailand // Southeast Asian Studies. 2001. Vol. 38, № 4. P. 461–480.

24. Philippine Republic Act on Creating the Comission on Higher Education, Appropriate Funds therefore and for Other Purposes 1994 № 7722. URL: https://laws.chanrobles.com/republicacts/78_republicacts.php?id=7726 (дата обращения: 31.01.2024).

25. Adeyemo K.S., Sehoole C. Higher education and the challenges of skills production in the Philippines // South African Journal of Higher Education. 2016. Vol. 29, №. 2. P. 23–41. URL: https://www.researchgate.net/publication/319247407_Higher_education_and_the_challenges_of_skills_production_in_the_Philippines/references (дата обращения: 09.07.2024).

26. Terri K. Higher education reforms in South Korea: Public-private problems in iternationalising and incorporating universities // Policy Futures in Education. 2008. Vol. 6, № 5. Pp. 558–568.

27. Official website of Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology of Japan. URL: https://www.mext.go.jp/en/index.htm (дата обращения: 21.05.2024).

28. Basic Act on Education 2006 № 120 of Japan. URL: https://www.japaneselawtranslation.go.jp/en/laws/view/2442 (дата обращения: 22.05.2024).

29. Дронишинец Н.П. Проблемы управления системой высшего образования в Японии // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 1. С. 70–79.

Загрузки

Опубликован

30.09.2025

Выпуск

Раздел

ПОЛИТИКА

Как цитировать

Каплюк, М. А. (2025). Функции государственного управления высшим образованием в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (сравнительно-правовое исследование). Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право, 27(3), 103-117. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2025-3/103-117